иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Актерские технологии и душевное равновесие

  1. Актерские технологии  — способ психологической саморегуляции.

Интересно, что актерские технологии сами по себе крайне эффективны в деле психологической саморегуляции, развитии эмоциональной устойчивости и эмоциональной адекватности. Психотехника актера  — это огромный и, пожалуй, самый важный раздел в теории актерского творчества.

Что такое психотехника? Во-первых, это умение возбуждать в себе те эмоции, которые необходимы актеру для воплощения роли, во-вторых, умение понять, принять и воспроизвести в реальности чужой ход мыслей (мышление персонажа), в третьих, это навык подлинного, продуктивного действия, понимание сути межличностных коммуникаций, ее структуры.

Все это помогает человеку, который владеет психотехникой, адаптироваться под сложные внешние обстоятельства, помогает ему справляться с негативными или неконструктивными эмоциями. Здесь нелишним будет упомянуть такое понятие как EQ (эмоциональный интеллект).

Так вот, у человека, который владеет актерской психотехникой, безусловно, уровень владения и управления эмоциональной сферой своей жизни значительно выше, чем у того, кто не интересуется актерскими технологиями. Это и не удивительно. Если вспомнить, о чем пишет, например, Дэниел Гоулман, то мы поймем, что для владения своими эмоциями, которые во многом определяют решения, принимаемые нами в жизни, нужно: а) знать, как устроен процесс взаимодействия между «эмоциональным мозгом» (лимбическая система) и неокортексом, и б) уметь управлять ими.

Поскольку актерская практика и теория концентрируется на изучении внутренних мотивов действий человека, на эмоциях и их жизни, причем концентрируется не отстраненно, а для сугубо практических целей (ведь все это нужно уметь воспроизводить непосредственно на сцене или кино, причем воспроизводить достоверно), то можно утверждать, что актерские технологии имеют еще и психотерапевтическое значение.

  1. Сапожник без сапог.

Однако все мы знаем, что актеры часто склонны к излишней эмоциональности в жизни, бывает, что злоупотребляют алкогольными напитками, бывают несчастны в личной жизни. В чем же тут дело? Почему люди, в руках которых находится такой совершенный инструмент эмоциональной саморегуляции, не могут (а может, не хотят?) пользоваться им себе на пользу?

Ответ достаточно прост: дело в том, что хороший актер это тот, кто способен к сильным, ярким и достоверным эмоциям (это верно и в тех случаях, когда эмоция сдерживается внешне). Следовательно, чтобы быть хорошим актером, нужно обладать «расшатанной» нервной системой. А такой нервной системой управлять довольно сложно – отсюда трагедии в личной жизни, алкоголь и прочее. Это – профессиональная деформация. Вот и получается, что, фактически, актеры – сапожники без сапог.