иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Актерское мастерство

Актерское мастерство Иннокентий Смоктуновский

Мы легко воспринимаем такие понятия, как мастерство игры на фортепиано или мастерство рисунка. Для нас эти понятия вполне осязаемы, так как имеют технику. Техника игры на рояле и техника рисунка суть результат тренировки определенных навыков, но мастерство актера для непосвященного человека  — понятие, которое не для всякого ясно.

Актерское мастерство непрофессионал не может оценить по той причине, что он не может зримо ощутить технику актера.

Если технику рисунка можно увидеть, посмотрев на рисунок, если технику пианиста можно оценить по его пианистическим навыкам, то актера, который является одновременно и творцом роли и инструментом воплощения ее, сложно оценить. Вдумайтесь: глядя на актера, на исполнение роли, можем ли мы легко отделить его личность, его обаяние и талант от техники исполнения? Пианист и художник в этом смысле менее защищены от критики, чем актер. И это часто вредит последнему.

Однако, техника актерского мастерства, безусловно, существует, она давно разработана и продолжает совершенствоваться в театральных институтах и на театральных курсах мира, несмотря на то, что и сегодня можно часто услышать, что все дело в таланте, и что, если человек талантлив, то он и так все сыграет, не тратя времени на изучение техники актерского искусства. Если провести аналогию с теми же пианистом и художником, то фраза этих «скептиков» звучала бы следующим образом: «Если пианист (художник) талантлив, то играть гаммы (рисовать натюрморты) ему ни к чему. Талант все сделает за него». Не правда ли, звучит несколько абсурдно?

Есть и другой взгляд на актерское мастерство, который заключается в том, что необходимая техника – это суть штампы актерского ремесла, театральные (или «киношные») актерские приемы, закрепленные годами повторений. Они-то и называются в этой среде актерским мастерством. Такое отношение к делу существовало (и вполне официально, на уровне преподавания) в русском театре19 столетия, такое мнение нередко встречается и сегодня в среде актеров. В результате такого понимания актерского мастерства, зрителю приходится наблюдать подчас удивительные вещи в театре и кино.

Например, актер, считая, что самое главное проявление темперамента – это крик, кричит текст своей роли на протяжении всего спектакля, а часто можно увидеть на сцене московских театров постановки, в которых все актеры кричат, закатывают глаза и «играют» любовь. Многие из участников этих спектаклей искренне полагают, что они «выкладываются» и играют по «системе». Под «системой», естественно, подразумевается «метод Станиславского».

Мы осознанно затронули такой вопрос, как «система Станиславского», так как считаем его очень важным для раскрытия темы статьи.

Чтобы понять это, давайте разберемся в основных ее свойствах и составляющих ее элементах. Первое, что нужно сказать, это то, что «система» является основой современной теории актерского творчества. Актерское мастерство рассмотрено в ней с точки зрения психо-физической техники и имеет неразрывную связь с традицией художественного реализма в искусстве.

Возвращаясь к началу статьи, стоит отметить, что сам К. С. Станиславский утверждал, что его «система» для талантливых людей. То есть никакого противопоставления техники и таланта в его понимании не существовало. «Система» для актеров является тем же, чем для музыкантов является «Хорошо темперированный клавир» И. Баха, а для художников – классическая итальянская школа рисунка.

Актерское мастерство в понимании Станиславского и его последователей – это навыки в ряде сегментов актерского творчества, которые в первый раз были описаны Константином Сергеевичем в его книге «Работа актера над собой». С тех пор прошло много времени, и копилка знаний в области актерского творчества пополнилась новыми открытиями,  граничащими с  психологией и физиологией, однако сама основа, сам каркас «системы» актуален по сегодняшний день.

Часто последователи Станиславского отрицали какие-то положения его «системы», но это отрицание по отношению к его открытиям носит тот же характер, что и отрицание Энштейном правдоподобия закона Ньютона в области физики.

Другими словами, подобно тому, как, основываясь на теории Ньютона, Энштейн создал теорию, противоречащую теории Ньютона, так и некоторые великие последователи Станиславского, опираясь на его открытия в области актерского творчества, пришли к отрицанию некоторых положений «системы». Впрочем, сам автор в течение всей своей жизни столько раз ее перерабатывал, что считать ее догмой было бы большой ошибкой для нас.

Итак, давайте рассмотрим базовые сегменты, или, как их называл сам Станиславский, элементы актерского творчества. Вся система лежит на тех «трех китах», о которых пойдет речь ниже.

Актерское мастерство начинается с творческой воли.

Творческая воля человека – это мощный толкач для развития актера. Как в геометрии есть аксиомы — начальные точки — и теоремы, доказываемые с помощью аксиом, так и в актерском творчестве есть начальная точка, необходимость применения которой нужно принять на веру. Этой точкой и является творческая воля.

Следующий элемент, тесно связанный по своей природе с творческой волей – это сценическое внимание.

Сцена – это серьезнейшее испытание для любого человека. Удержать свое внимание на чем бы то ни было, кроме зала очень сложно. С помощью творческой воли необходимо приучить себя к тому, чтобы мочь управлять своим вниманием. Концентрация – это полное сосредоточение мыслей и действий человека на определенном внутреннем или внешнем объекте. Обучение актерскому искусству предполагает постоянную тренировку внимания посредством специальных упражнений, направленных на развитие этого навыка. Важным дополнением к данной теме будет тот факт, что внимание и увлеченность так же родственно близки, как творческая воля и внимание. А увлеченность – это то, что позволяет артисту «вести» за собой аудиторию.

Следующий элемент «системы» — воображение.

Воображение – мощный возбудитель творческой энергии человека. Не было бы у нас такой психологической особенности, как способность к воображению, в истории человечества не было бы ни одного научного открытия, ни одного художественного произведения и ни одного дерзкого путешествия. Наша способность представлять что-то, выходящее за рамки обыденности, отличает нас от животных, и актерское мастерство недостижимо, если актер не тренирует свое воображение.

Как ни странно, именно этим трем элементам в процессе ежедневной работы профессиональные актеры уделяют меньше всего времени. А между тем, это те «три кита», без которых говорить о задаче и сверхзадаче, об оценках и сквозном действии, о подтекстах и перспективе роли, не имеет смысла. профессионализм в области актерского творчества приобретается в течение всей жизни, в ежедневном тренинге и анализе.

Подобно тому, как артист балета или спортсмен должен ежедневно выполнять определенную программу тренировок для того, чтобы мочь полноценно функционировать, так и актер должен каждый день тренировать свою творческую волю, внимание и воображение.

Все написанное выше — скорее для профессионалов в области театра, чем для людей иных профессий.

В то же время, актерское мастерство для взрослых людей может быть полезным источником новых знаний. Актерское мастерство в Москве преподают на множестве курсов, адаптированных под нужды широкого круга участников. Если вам необходимо улучшить свои коммуникативные навыки, то, безусловно, актерские технологии — это то, изучению чего стоит посвятить некоторое время своей жизни. Правда, в данном случае мы бы посоветовали тщательнее выбирать курсы. Для начала нужно понять, зачем вам нужно (и нужно ли вообще) обучение актерскому мастерству.

Наш проект концентрируется на применении актерских методик в деловой сфере и в быту. При этом мы тщательно выбираем те темы, где актерские технологии действительно могут помочь добиться серьезных результатов. Это, в первую очередь, все бизнес-процессы, в которых главную роль играют межличностные коммуникации.

Переговоры, презентации, продажи, публичные выступления – вот тот спектр применения актерских технологий, в котором действительно полезны данные навыки. И если вы заинтересованы в том, чтобы научиться использовать актерскую технику в бизнесе или быту, то вам необходимо тщательным образом изучить программы курсов, которые вы собираетесь посетить. Надеемся, что данная статья поможет вам выбрать приемлемый вариант обучения.