иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Станиславский и Страсберг

Век назад фабрикант К. С. Алексеев, известный сегодня всему миру как великий режиссер, актер и педагог Станиславский начал свои поиски в области систематизации и методологии актерского творчества. Его «элементы актерского творчества» — попытка структурировать природные законы актерского творчества, законы психологии и межличностных коммуникаций.

В последствии, отчасти из-за того, что любые открытия подвергаются повторному тщательному осмыслению потомками, отчасти от того, что сам Станислвский, как и положено гениям, всю свою творческую жизнь провел в поисках, часто отрицая многие из тезисов своей «системы», сформулированных им ранее, возникло множество театральных школ, основанных на творческом наследии Станиславского, однако сильно различающихся по смысловому содержанию между собой.

Сегодня мы поговорим о Ли Страсберге, основоположнике американской актерской школы, педагоге актерского мастерства, ученике (каковым он сам себя считал) Станиславского. Учениками школы Ли Страсберга были в разные годы такие актеры как Мэрилин Монро, Пол Ньюман, Аль Пачино,  Микки Рурк, Дастин Хоффман, Роберт де Ниро, Марлон Брандо и т.д.

Однако не всем известно, что тот «Метод», который исповедовал сам Ли Страсберг, имеет отношение, скорее к «раннему» Станиславскому, Станиславскому, находящемуся в начале своей длинной творческой  и педагогической деятельности. Один очень яркий эпизод из жизни театральной школы США характеризует это утверждение.

Дело в том, что после победоносных гастролей МХТ по Америке и Европе в 22-24 годах двадцатого столетия (Художественный театр ездил туда отчасти из-за плохого финансового положения, в то время в России было очень трудно), часть американских актеров, основываясь на знаниях, которые им в виде лекций, а так же впрямую (некоторые из русских актеров остались в Америке и не стали возвращаться в Советский Союз) давали ученики Станиславского и, одновременно, увлеченные искусством Художественного театра, создали свое театральное дело.

Среди этих людей был и Ли Страсберг, который впоследствии собрал свой «Метод», основываясь на теории русского гения.  Однако позднее, одна из актрис студии Ли Страсберга (небезызвестная Стела Адлер) встретилась со Станиславским в Европе и взяла у него несколько уроков актерского мастерства. Однако это уже был «поздний» Станиславский, и те знания, которые Стела Адлер привезла в Америку, сильно отличались от тех, которые лежали в основе «Метода» Ли Страсберга. Этот случай «рассорил» Адлер и Страсберга на всю жизнь.

Таким образом, мы видим, что говорить о творческом наследии Станиславского, как о догме и раз и навсегда закрепленной системе – неверно.