иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

«Биография персонажа» как прием для моделирования нужного поведения в коммуникациях

Биография персонажа

Что такое невербальная сторона общения и зачем она нужна?

Как известно, существует два канала в межличностных коммуникациях: вербальный (словесный) и невербальный (складывается из того, как выглядит, как себя ведет и как говорит человек). Причем на долю невербального канала в процентном соотношении приходится бОльшая часть информации, влияющей на исход коммуникации. Считается, что соотношение примерно восемьдесят к двадцати, то есть восемьдесят процентов формирующей результат информации приходится на форму подачи (в широком смысле этого слова), и двадцать процентов  — на информативную составляющую.

Естественно, это довольно упрощенная схема. Понятно, что лекция по высшей математике будет иметь абсолютно иное соотношение значимости вербального и невербального каналов. Однако в повседневной жизни невербальная сторона в межличностных коммуникациях несравненно важнее вербальной. В той же степени это касается и бизнеса, так как основа любого дела – продажи и переговоры, и тут «невербалка» играет колоссальную роль.

Как это работает?

В принципе все довольно просто (если бы не было столь сложно). Наше тело и голос очень точно отражают то, что на самом деле происходит с нами. То есть, если мы боимся, хитрим или радуемся  – все это непременно отразится на нашем невербальном поведении, что бы мы в это время ни говорили. Тело и голос «выдадут» нас. Причем нашим собеседником оценивается это на подсознательном уровне. Бороться с «симптомами» бесполезно. Стараться внешне скопировать поведение, например, уверенного человека, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Обычно это только усугубляет общее впечатление неуверенности (в данном случае). Моментально тело сковывается «зажимами», и по невербальному каналу к нашему собеседнику идут сигналы неуверенности, которые бессознательно считываются им. И словами здесь не поможешь.

Как привести в соответствие речь и поведение?

Если бы это было так просто, то в театральных институтах не учились бы по четыре года и потом – всю жизнь в театрах. Да, именно так. Актеры профессионально изучают невербальную сторону поведения, это  — основа актерского ремесла. Хорошо выученный актер с ловкостью фокусника умеет управлять невербальным каналом в коммуникации, что дает ему несравненное преимущество как в общении, так и в публичном выступлении. Весь первый год обучения в театральном институте – это существование на сценической площадке без слов. С первых шагов будущего артиста приучают к тому, что слова не имеют той ценности, которую люди им приписывают.

Попробуйте прочитать великие речи выдающихся ораторов (например, Черчилля или Рейгана). Они не произведут на вас никакого впечатления. Точно так же эти тексты не произвели бы должного впечатления на современников ораторов, если бы они бы были выпущены на «бумажных носителях». Только невербальная сторона вопроса позволила этим текстам войти в историю как великим.

Есть знаменитый пример, хорошо иллюстрирующий значение невербального канала в коммуникациях — телевизионные дебаты Кеннеди и Никсона в 1960 году. Это были первые телевизионные дебаты в США такого уровня, и они определили выбор американцев в пользу Кеннеди. Произошло это благодаря  тому, что «выглядел» (в широком смысле этого слова) Кеннеди убедительнее Никсона. До этого они выступали по радио, то есть оценить их можно было только по вербальной составляющей и тому, КАК они говорят. И до тех пор лидировал Никсон. Как  только невербальный канал коммуникации вступил в полную силу  – Кеннеди оказался лидером.

«Биография персонажа» как прием

Один из приемов из арсенала актерских технологий для того, чтобы невербальная сторона коммуникации соответствовала коммуникативной задаче – это так называемая «биография персонажа». Актеры, для того, чтобы быть достоверными на сцене должны уметь убеждать самих себя в том, что биография персонажа (которую нужно верно с художественной точки зрения создать в воображении) является частью их личной биографии. Так как наше поведение формирует наша биография, то этот прием сам по себе абсолютно естественен. Другими словами, если мы умеем поверить в то, что наша биография немного другая, чем она была на самом деле, то нас по-другому воспринимают окружающие нас люди. Главная сложность заключается в способности убедить себя, то есть в «вере в предлагаемые обстоятельства роли». Но это уже тема другого разговора.