иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Как улучшить качество общения с помощью актерских технологий?

Качество общения

1. Научиться ставить перед собой максимально конкретные коммуникативные (и при этом эмоциональные) задачи в отношении партнера и достигать их.

В актерском творчестве очень важно уметь ставить перед собой очень конкретные задачи. Причем эти задачи должны эмоционально «цеплять» актера, помогать ему двигаться вперед, к сверхзадаче своего персонажа.

Точно так же умение ставить перед собой эмоционально-мотивирующие задачи нужно любому человеку, который хочет научиться осознанному и эффективному общению.

Зачем нам важно, чтобы задача была эмоционально-мотивирующей? Очень просто: самый эффективный способ воздействия на человека через общение – это воздействие на его эмоциональную сферу. Театральное творчество (особенно в русской и американской школах) полностью построено на феномене «сопереживания». Если на сцене есть место подлинным, реалистичным эмоциям, то эти эмоции совершенно естественным путем передаются в зал и «заражают» публику. Конечно, на сцене уместны «крупные» эмоции – это специфика большого зала.

Естественно, что в повседневном общении столь высокая степень эмоциональности будет излишней, однако уметь устанавливать контакт «от сердца к сердцу» отличительная черта хороших коммуникаторов. Для того, чтобы уметь вызывать в себе нужные эмоции и «заражать» ими коммуникативного партнера, нужно уметь ставить перед собой верные, предельно конкретные коммуникативные задачи и уметь достигать их.

2. Научиться не замечать психологические барьеры в общении.

Хорошие актеры имеют способность к очень высокой степени концентрации внимания, что позволяет им легко преодолевать приобретенные в течение опыта жизни психологические барьеры в общении. Умение по собственному желанию концентрировать внимание на том, что нужно именно нам в данный момент времени, позволяет снять акцент с того, что вызывает у нас возникновение внутреннего барьера. То есть, актерские технологии не убирают сам барьер, а позволяют жить так, чтобы эти барьеры не мешали в общении. Со временем, конечно, эти барьеры уходят, но это, скорее, побочный эффект способности к концентрации.

3. Уметь «чувствовать» процесс общения в целом и уметь управлять им.

Процесс общения нужно ощущать, чувствовать. Если мы будем пытаться «просчитать» логически все, что приходит к нам от нашего коммуникативного партнера как по вербальным, так и по невербальным каналам, то у нас не останется времени на то, чтобы непосредственно действовать и добиваться поставленной задачи. «Чувство общения» можно сравнить с управлением автомобилем, когда автомобиль и тело становятся как бы единым целым. Вы «чувствуете» габариты, дорогу, скорость, а не логически их отмечаете.

Для того, чтобы начать «чувствовать» процесс общения, нужно тренироваться, а не вспоминать о технологиях непосредственно перед предстоящей встречей. Теория и практика – разные вещи, что в деле вождения автомобиля, что в общении.

К этому же разделу можно отнести и такой навык, как «чувство партнера». Настроение партнера, его неудобство или, наоборот, комфорт, «идет» ли он за вами, или «буксует» — все это тоже нужно чувствовать, а для этого нужно тренироваться.

4. Уметь увлекаться и (как следствие) быть обаятельным, «заразительным», харизматичным.

Интенсивность внутренней жизни человека, которая сквозит в общении с ним – это и есть харизма. А интенсивность зависит от умения увлекать себя задачей, то есть, в первую очередь, зависит от воображения, которое тоже нужно тренировать, уметь им пользоваться.

5.  Уметь расслаблять психофизические «зажимы»

Это обязательно. Без расслабленного тела (но при этом, находящегося в тонусе, готового к действию) не может быть качественного общения. Дело в том, что «зажимы» сами по себе сигнализируют и нам и нашему собеседнику, что с нами что-то не в порядке. «Скованность» или, наоборот излишняя «развязность» — вот самые очевидные следствия психофизических «зажимов».  Однако есть множество других, менее заметных, но не менее вредных последствий этого явления.

6. Уметь интуитивно выбирать верную тактику поведения с разными коммуникативными партнерами и в разных ситуациях.

На языке актерских технологий это называется, «выбирать приспособления». Естественно, это нужно делать быстро. Наш мозг недостаточно гибок для таких скоростей принятия решений. Поэтому, какая пристройка сейчас больше подойдет, нужно чувствовать интуитивно, «подсознательно».

7. Как ни банально, но дыхание, голос и дикция – это то, что также имеет очень большое значение в общении.

Так что, если мы хотим действительно улучшить качество общения, то избежать работы в этом направлении нам, скорее всего, не удастся.