иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Дилетантизм и профессионализм оратора

К сожалению, за некоторыми исключениями, уровень обучения мастерству публичных выступлений в России на сегодняшний день невысок. Несмотря на то, что потребность в эффективном обучении в данной области испытывает и бизнес и педагогика, осознанной полноценной работы в этом направлении практически не ведется. К сожалению, в России нет традиции обучению ораторскому искусству, хотя для многих профессий навыки из данной области просто необходимы.

Европейская традиция школ ораторского искусства берет начало в Древней Греции и, с переменной интенсивностью, продолжается в течение всей истории Европы до сегодняшнего дня.

В России потребность в подобного рода обучении, несомненно, есть, особенно явно выраженной она стала с укреплением позиций бизнеса. Многочисленные презентации, круглые столы, открытые встречи, как в социально-общественной, так и в бизнес-среде, совершенно закономерно породили спрос на образование в данной области. Появилось множество курсов ораторского искусства, хотя правильней было бы называть эти курсы несколько проще- курсы навыков публичного выступления — так как до искусства в данной области нам, к сожалению, еще очень далеко.

На сегодняшний день основным врагом качественного обучения в области публичных выступлений является такое явление, как дилетантизм. Давайте попробуем разобраться в природе этого явления, а главное выявим основные его признаки.

Как и в других областях, дилетантизм проявляется в частностях. Дилетантизм предполагает упрощенные, примитивные, а часто (в силу своей «заштампованности») вредные приемы. Чему только не научат на подобных курсах: стоять в «позе оратора», «играть» голосом, вас научат кивать головой в такт своей речи и настойчиво будут предлагать «визуализировать» жестами все, что вы говорите.

И вот стоит такой «оратор» в неестественной позе перед публикой, кивает в такт головой, «играет» голосом, иллюстрирует невпопад свою речь жестами, а ощущение такое, будто перед нами выступает не живой человек, а марионетка на нитках.

Профессионализм в деле обучения приемам публичного выступления предполагает такие разделы, как коммуникативное целеполагание, выбор пристроек к аудитории, изучение законов восприятия публикой спикера, навыки психологического воздействия на нее. Он предполагает изучение законов речи, грамотного построения текстовых периодов.

Он предполагает знание законов интонирования, а главное – выявление индивидуального («не заштампованного») поведения оратора перед публикой, личного стиля выступления посредством практики. И уж совершенно точно, он не предполагает изучение примитивных «приемчиков», приведенных выше, ведь они не только убивают индивидуальность начинающего оратора, но и отбивают у него всякую охоту к изучению основ ораторского искусства.