иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

История актерского образования в России

История школ актерского мастерства в России насчитывает несколько столетий, а преподавание актерского мастерства имеет глубочайшие исторические корни. Русское театральное искусство, берущее начало в скоморошестве с одной стороны и во французской театральной школе – с другой стороны, прошло через ряд трансформаций, в результате которых русское театральное творчество обрело свое лицо и заняло одно из ведущих мест в ряду сильнейших театральных традиций мира.

Фактически, русская театральная школа, или как ее еще называют «школа переживания» является в своем роде уникальной и до сих пор является одной из ведущих в мире, несмотря на значительный упадок, произошедший  в данной области за последние 20 лет.

Постоянная театральная школа актерского мастерства появилась в России в первой половине 18 века, и это была танцевальная школа. А первая театральная школа, включающая в свою программу обучения предметы, направленные на воспитание драматического артиста, появилась в конце 18 века и, спустя 20 лет, в 1809 году были преобразованы в театральное училище, известное сегодня как Театральное училище им. М. С. Щепкина.

Уже в 19 веке русский театр в достаточной степени отличался от своего родителя – французского театра. Природная склонность русского актера к вниманию, в первую очередь, к внутренней жизни героя, к его психологическим состояниям и своего рода реализму, родило целый ряд великих русских артистов 19 века, по сути, являющихся прародителями сегодняшней русской театральной школы.

Великий драматург А. Н. Островский  принес обновление в «застоявшийся» было театр, и в конце 19 века по его проекту на базе того же театрального училища были созданы драматические курсы, поднявшие дело воспитания актера на новую высоту. Преподавателями, как бы мы сегодня сказали, актерского мастерства, там выступали великие актеры современности, такие как И. Самарин, А. Ленский, Г. Федотова и др. Параллельно развивались театральные школы, созданные в частном порядке.

Одним из таких мест, где будущие актеры могли получить образование, являлось Московское Филармоническое училище, в здании которого по сей день находится одно из старейших образовательных учреждений России  — ГИТИС. Одним из педагогов Филармонического училища на тот момент являлся Вл. И. Немирович- Данченко.

В последствии на базе его курса в училище и любителей из труппы К. С. Станиславского был создан МХТ (Московских Художественный Театр), пропагандирующий новые принципы в искусстве театра и являвшийся, в свою очередь, новым витком  в области развития русского театрального искусства. На базе этого театра были создана школа- студия и не одна.

Сегодняшняя Школа-студия МХТ – и есть та самая студия, которую основали великие реформаторы мирового театра К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович- Данченко (читать статью «Основы актерского мастерства»).

Обладая невероятными способности систематизатора и соединяя в себе талант драматического артиста, режиссера, педагога и теоретика театрального искусства, К. С. Станиславский смог создать систему обучения актера, которую и по сей день применяют во всем мире при подготовке будущих артистов.

В своих письмах К. С. Станиславских часто упоминает о том, что своими учителями в актерском ремесле он считает русских актеров Ермолову, Федотову, Щепкина, итальянца Сальвинии и др., а в режиссуре – Рейнгардта  (немецкого режиссера и актера).

Советская система обучения актеров была пополнена новыми выдающимися деятелями в области теории и практики актерского искусства (например, Вахтанговым). Она внедрила так называемую систему Станиславского во все театральные школы СССР, что, без сомнения, вывело уровень актерской игры в стране на новый уровень.

Сегодня мы, безусловно, находимся в точке некоторого спада в области обучения актерскому мастерству. Это тем более обидно, что театр – это традиционно сильная область искусства, в которой Россия привыкла быть успешной. Будем надеяться на возрождение и постараемся способствовать этому в меру своих сил.