иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Культура речи в ораторском искусстве

С точки зрения актёрских технологий, любой тип публичного выступления должен отвечать определенным требованиям в области так называемой «культуры речи». Культура речи — это своего рода гигиена в области публичных выступлений. Сложно представить себе докладчика в грязном пиджаке, небритого и нечесаного. Однако в области произнесения текста, начинающий оратор почему-то позволяет себе многоударность, необоснованные паузы или их отсутствие, некорректные ударения и прочее.

Мы знаем несколько основных видов публичных выступлений, наиболее востребованных сегодня.

 

1. Обучающие выступления (тренинги, лекции, семинары, уроки и т.д.)

2. Презентации (выступления, имеющие своей целью продажу услуги или товара)

3. Доклады (целью докладов, как правило, является раскрытие темы перед профессиональным сообществом или что-либо подобное)

4. «Бытовые» выступления (тосты, монологи — рассказы в кругу друзей, анекдоты и т.д.)

5.  Судебные выступления.

 

Все эти виды выступлений (кроме, пожалуй, «бытовых») требуют тщательного отношения к культуре речи. Есть несколько основных требований, которые нужно предъявлять к выступлениям в данной области.

 

а) Любое выступление должно легко «слушаться».

б) Любое выступление должно легко «пониматься»

в) Любое выступление должно «чувствоваться»

 

Итак, начнем по порядку. Что подразумевается нами под словосочетанием «легко слушаться»? Вспомните, приходилось ли вам бывать на лекциях или иных видах публичных выступлений, на которых из-за особенностей голосовой подачи оратора сложно было элементарно понять текст, который он произносит?

Например, оратор внятно и громко проговаривает фразу, однако «глотает» окончание ее, из-за чего становится неясен смысл. К сожалению, неумение рассчитывать громкость звука — один из самых распространенных недостатков в речах современных ораторов. Часто излишняя «громкость» или «тихость» произнесения текста соединяется с «вялой» дикцией, что делает восприятие выступления еще более сложным.

Иными словами, для того, чтобы добиться того, чтобы выступление «слушалось», нужно приучиться говорить внятно, развивать голос, работать над дикцией и дыханием.

Для того, чтобы текст «понимался» слушателем, необходимо научиться верно, в соответствии с законами языка, расставлять смысловые (логические) паузы и делать верные смысловые ударения, выделяя интонационно те слова, которые формируют смысл текстового периода. В любом тексте, в естественной его природе, заложены смысловые паузы, которые необходимо научиться выявлять, если оратор желает быть не только услышанным, но и понятым своими слушателями.

Паузы бывают двух видов: логическая (смысловая) и психологическая. Часто психологическая пауза занимает место логической, наполняя подтекст эмоциональным посылом.

Верные ударения так же являются неотъемлемой составляющей успешного выступления. Настоящий бич современной речи — многоударность. Причем, некоторые умудряются ставить несколько ударений не только в одной короткой фразе, но и в одном слове. Мало того, что звучит такая речь вульгарно, она еще и утомляет слушателя, мешает ему понимать смысл текста.

Ведь ударение — это интонационное «подчеркивание» нужного слова для понимания смысла коммуникативным партнером. Что же возможно понять из фразы, в которой все слова (а иногда и все слоги) — главные? Чтобы избавиться от многоударности, нужно читать вслух текстовые периоды, стараясь максимально «снять» со всех слов ударения. Только умея говорить «безударно» (как бы «бесцветно») можно овладеть навыком верного смыслового ударения.

Однако мало быть услышанным и понятым. Нужно суметь эмоционально «зацепить» своего слушателя текстом. Для этого существует множество приемов. Одним из них является знаменитая «кинолента вИдений».

Прежде чем мы что-либо говорим в жизни, мы всегда как бы «видим» внутренним взором то, о чем говорим.

ОКНО.

Не правда ли, перед вашим внутренним взором возникла «картинка» (у каждого своя) после прочтения слова? Вы увидели это окно. Мало того, если бы вы задержали на этой «картинке»  свое внимание, то вы бы почувствовали, что она рождает в вас какие-то ощущения и эмоции.

Выступая перед публикой, всегда нужно стремиться рассказывать не «уху», а «глазу» слушателя. Чем ярче вы будете «видеть» то, о чем вы говорите, тем эмоциональней и конкретней станет ваша речь, что неминуемо заставит слушателей эмоционально «подключиться» к вашему выступлению.

Также, умея искусно управлять темпом, ритмом и атмосферой аудитории, становится возможным контролировать и управлять эмоциональным самочувствием слушателей.

Однако об этих приемах речь пойдет в других статьях, так как темы, которые нужно будет раскрыть, требуют детального освещения.