иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Курсы ораторского искусства

 курсы ораторского

  1. Особенности курсов ораторского искусства нашего проекта

  2. Органическая связь между ораторским и актерским мастерством

  3. Навыки, необходимые хорошему оратору для успешного выступления

  4. Композиция выступления через призму актерских технологий

  5. Музыка — как главный учитель в деле организации структуры речи

  6. Формы речи в риторике и кульминация

 

Основная особенность нашего проекта в том, что главной своей задачей мы видим внедрение актерских технологий в бытовую- и бизнес-сферы. Будь то коммуникативные тренинги или курсы ораторского искусства, для нас важно, чтобы ученики действительно использовали в повседневности навыки, приобретенные на занятиях.

Мы убедились на собственном опыте, что актерские технологии пронизывают все коммуникативные стороны жизни, и курсы ораторского искусства выстраивались нами, исходя из этого убеждения.

Актерское искусство и ораторское искусство исторически, а главное, органически связаны между собой. По сути, ораторское искусство и актерское мастерство — это две стороны одной медали. С точки зрения непосвященного человека, разница между ними заключается в том, что, выступая перед публикой, спикер должен позаботиться заранее о тексте речи, тогда как актер обычно выступает с выученным, да к тому же не им придуманным текстом.

Однако это не так. То есть, конечно, актер, выступая перед публикой, говорит выученные им заранее реплики и монологи. Но в процессе предварительной подготовки роли существует длительный период, когда актеру необходимо общаться с партнерами не авторским текстом, а своими словами, как бы «в пересказе».  Делается это для того, чтобы от частого повторения текст автора не терял своей свежести, и часто слова пьесы в полном объеме артисты начинают произносить лишь незадолго до премьеры.

«Отсебятина» нужна и для того, чтобы точнее понимать течение мысли автора и психологические повороты внутренней жизни героя, не отвлекаясь излишне на смысловую сторону речи. Собственно говоря, это ничем не отличается от того, как готовит свое выступление хороший оратор. Более того, с актерской точки зрения, оратор выходит к зрителю на более ранней стадии подготовки текста, нежели это может себе позволить хороший актер.

Какие актерские технологии необходимо освоить на курсах ораторского искусства?

На курсах ораторского искусства нужно научиться готовить два этапа публичного выступления:

  1. само выступление (то есть КАК вы будете говорить, невербальная часть выступления) и
  2. текст (то есть то, ЧТО вы будете говорить).

Если построение текстовых периодов основано во многом на принципах классической прозы, а так же классической и народной музыки (о чем речь пойдет несколько ниже), то само выступление —  это безусловная область актерских технологий.

Наработка необходимых приемов словесной импровизации – это область актерских технологий.  В качестве примера возьмем политиков. Ведь политика – это область деятельности человека, в которой навыки импровизации и публичности являются одними из важнейших качеств для успешного продвижения по карьерной лестнице.

Большинство известных в мире политиков проходят  курсы ораторского искусства у ведущих педагогов актерских школ (естественно, стараясь не афишировать данный факт — ведь подобная информация может снизить рейтинги и причинить вред имиджу: большинство людей воспринимает актеров как профессиональных обманщиков, и нельзя однозначно сказать, чтобы это было не так).  Умение импровизировать — это то, без чего не может обойтись ни один хороший оратор.

Кроме импровизации существуют и другие, не менее важные для оратора навыки, относящиеся к области актерского творчества: преодоление аудиторного страха и умение управлять групповой динамикой, быстрота реакции, выразительная и эмоциональная речь, богатство тембральной нюансировки, управление телом, голосом, эмоциями, темпом и ритмом  – вот неполный перечень того, что необходимо уметь не только политикам, но и руководителям всех уровней, педагогам и бизнес-тренерам.

Если элементы, необходимые для успешного приобретения навыков невербального воздействия, мы рассматриваем в других статьях (например, в статье «Подготовка публичных выступлений для начинающих»), то о структуре публичного выступления речь пойдет в первый раз.

Что такое структура публичной речи с точки зрения актерских технологий, и какое к этому отношение имеют курсы ораторского искусства?

Когда мы говорим о конструкции публичной речи, то ораторские курсы, на которых используются принципы актерских технологий, предлагают следующее решение данной задачи: любую презентацию, любой доклад или выступление на семинаре можно сравнить с выступлением актера-чтеца перед публикой в театральном зале.

Правда, есть небольшая разница: как мы уже писали выше, актер в своей театральной и кино-практике не придумывает текст «на ходу», тогда как оратору приходится быть и актером и драматургом в одном лице. 

Однако есть две формы актерской импровизации, в которой артисту приходится не только придумывать слова, но и с ходу, органически выстраивать структуру текста и согласно ей организовывать свой «монолог».

Первая форма (о ней упоминалось выше) — так называемый «пересказ текста автора», а вторая форма – это всевозможные «актерские рассказы», спичи, тосты и поздравления, исполнением которых хорошие актеры владеют в совершенстве.

Казалось бы, слов нет, и артисту необходимо одновременно быть и исполнителем и автором текста, а это вроде как не входит в традиционные компетенции актеров. Но импровизационное самочувствие, необходимое ему в процессе любого публичного выступления, а так же навык «разбора логики», то есть, психологической и логической структуры произведения, делают возможным импровизировать и быть убедительным в рамках любых форм публичного существования.

Хороший артист воспитан на лучших образцах мировой драматургии и хорошо знает композиционные принципы построения текстов.

Курсы ораторского искусства проекта «Актерские технологии» предполагают, что важнейшие навыки усваиваются учениками на примерах русской классической литературы и классической музыки. Это, на первый взгляд, достаточно необычный подход к решению задач по обучению навыка разбора текста, но такой подход имеет свои исторические корни.

Николсон поздравляет

 

Когда в двадцатых годах  двадцатого столетия К. С. Станиславский разрабатывал свою знаменитую Систему актерского творчества (известную в США и всем мире как «Метод Станиславского»), он писал, что во многом понять принципы актерского искусства ему помогла классическая музыка. Почему великий реформатор русского и мирового театра выбрал в качестве ориентира для разработки своей Системы именно музыку?

Потому что музыка – это единственный вид искусства, непосредственно воздействующий на подсознание человека.

Потому что музыка – это единственный вид искусства, непосредственно воздействующий на подсознание человека, на его эмоциональную природу и имеющий проверенные временем,  великими европейскими композиторами и музыковедами, четкие структурные формы музыкальных произведений. Будь то симфония или оратория, сюита или соната – каждая из этих музыкальных форм имеет выверенную конструкцию.

В  музыке различают одночастную, двухчастную и трехчастную формы, концентрическую и целый каскад форм классической музыки. Она является, как говорилось выше, самым эмоциональным из искусств и при этом самым древним, самым естественным и «близким к природе» его видом. Способность к гармоническому соединению звуков люди обрели раньше, чем научились говорить. Тогда как публичное выступление, в отличие от музыки, явление синтетическое и противоестественное для природы человека. Говоря проще, наша речь существует по музыкальным законам, а не наоборот.

Итак, давайте рассмотрим несколько примеров публичного выступления, разобрав их с точки зрения актерских технологий и музыкального творчества.

Предположим, что посещая курсы ораторского искусства, вы получили задание провести очень короткую презентацию, текст которой уложился бы в одну минуту.

Какую форму мы выберем для  того, чтобы наше публичное выступление было максимально эффективным? Либо одночастную, либо двухчастную форму. Одночастная форма в музыке – это простейшая форма, в которой отсутствует как таковое, вступление и финал и есть одна-единственная музыкальная тема. В отношении нашего публичного выступления, мы можем сказать, что наиболее эффективным будет та презентация, в которой будет только одна ключевая мысль.

То есть, если мы хотим продать отличный швейцарский нож высокого качества, выпускающийся в Швейцарии с 1895 года, сделанный из нержавеющей стали, приятного цвета и удобный в использовании, то мы должны выделить из всего ряда определений главное конкурентное преимущество нашего ножа.

Предположим, что главное конкурентное преимущество в нашем случае – это место производства ножа. В таком случае, вся наша минутная речь в одночастной форме будет посвящена только одному тезису в разных вариациях — «Наш нож произведен в Швейцарии швейцарскими специалистами. Это настоящее швейцарское качество, проверенное временем. Выпускается с 1895 года». В данном случае информация о цвете и удобстве использования – лишняя, уводящая внимание слушателя от основного тезиса.

Презентация, созданная в рамках одночастной формы, не должна быть перенасыщена разнообразием информации.

Что же мы будем делать, если на нашу презентацию нам выделили пять минут времени? В таком случае необходимо выбрать двухчастную форму или трехчастную форму. Двухчастная ораторская (и музыкальная) форма состоит из двух контрастных частей: «аргумента» и «контраргумента».

В случае с нашим ножом, в первой части нашей речи (которая займет две из отведенных нам пяти минут), мы сосредоточим внимание слушателей на недостатках ножей, произведенных в регионах, не имеющих отношения к Швейцарии.

Это и будет наш «аргумент». А «контраргументом» в данной ситуации выступит тезис о том, что это высококлассный швейцарский нож, произведенный  в Швейцарии настоящими швейцарцами. Таким образом, применив в двухчастной форме систему противопоставления «аргумента» и «контраргумента», мы добиваемся более эффективного воздействия на нашего потенциального покупателя.

Курсы ораторского искусства проекта Актёрские технологии проводятся так, чтобы выработка автоматизма при выборе соответствующей ситуации формы проходила естественным образом.

Для любых объемов текста  и любых ситуаций оптимальным образом подходит определенная форма, верный выбор которой существенно повышает шансы успеха для спикера. 

Начиная от простейшей односоставной формы до своего рода «симфоний» на несколько часов. В такого рода «симфониях», по аналогии с музыкой, могут быть самые сложные составные части с целой системой текстовых, логических и эмоциональных кульминаций, среди которых главная, так называемая «генеральная» кульминация занимает особое место. И это место всегда в третьей части вашего речи.

Почему именно в третьей? Так устроена наша природа, и если оратор игнорирует законы восприятия, то о положительном результате можно забыть. Кульминация любого публичного выступления должна приходиться на третью часть или, говоря языком древних, должна быть определена по принципу «золотого сечения». Возьмем любой текст. Предположим, мы выступаем на той же презентации, что и в примере выше.

При неверно выстроенной структуре, наш текст звучит примерно следующим образом (предположим, что из-за ограничения во времени мы выбрали одночастную форму для своего выступления): «Здравствуйте, меня зовут Олег. Я хотел бы рассказать вам о нашем ноже. Нож произведен  в Швейцарии швейцарскими специалистами для швейцарцев и обладает всеми свойствами, присущими этим проверенным временем высококлассным ножам.

Он крайне удобен в использовании. Он не ржавеет и не тупится. Он пользуется популярностью во всем мире, что не удивительно». Что не так в этом тексте? Если бы подобный текст был произнесен вслух (например, на курсах ораторского искусства), то в тексте явственным образом почувствовалось бы отсутствие энергии, он «вялый» и не побуждает слушателя к действию.

Кульминация, то есть наиболее сильная и эмоциональная часть текста приходится на начало периода, тогда как вся вторая половина текста то, что называется «проседает». Что можно сделать с данным текстовым периодом, чтобы он соответствовал правилам построения одночастной формы и расположению кульминации? Очень просто: наиболее сильную фразу необходимо переместить ближе к концу.

Исправленный период может звучать следующим образом: «Здравствуйте, меня зовут Олег. Я хочу вам рассказать о нашем ноже. Наш нож крайне удобен в использовании. Он не ржавеет и не тупится. Этот нож пользуется популярностью во всем мире. И это не удивительно — ведь он произведен  в Швейцарии швейцарскими специалистами для швейцарцев и обладает всеми свойствами, присущими этим проверенным временем высококлассным ножам, выпускаемым с 1895 года.

Это настоящий швейцарский нож, сделанный в Швейцарии для вас». Усилив кульминационную часть и перенеся ее на третью часть периода, мы добились совершенно иного звучания нашей мини-презентации. Такая презентация запомнится, несмотря на то, что времени на нее было отведено немного, тогда как первый вариант, скорее всего, пройдет незамеченным.

Когда мы говорим, что курсы ораторского искусства  и актерские технологии – это родственные области, мы имеем в виду не только и не столько риторику. 

Мы имеем в виду базовые технологии, позволяющие человеку воздействовать на слушателей, уметь его повести за собой, заставить слушать себя. Оратор, выходящий один на один с огромной аудиторией, должен быть во всеоружии, иметь полный арсенал инструментов для управления коммуникативными процессами, происходящими между ним и слушающей его аудиторией.