иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Курсы ораторского мастерства

 курсы ораторского мастерства, сократ

  • Как выбрать курсы ораторского мастерства?

  • Верное физическое самочувствие оратора перед выступлением

  • Дикция, дыхание и голос  — 50% успеха выступления

  • Естественность поведения оратора  при выступлении

    Многие курсы и тренинги публичных выступлений часто грешат тем, что тренеры, берущиеся обучать ораторскому искусству, зачастую профессионалами в данной области не являются. Вместо изучения природы публичного выступления и системы обучения, выстроенной на крепкой практической и теоретической основе, часто предлагаются некие «приемы», якобы помогающие при подготовке и в процессе выступления.

     

Любое  публичное выступление – это, в первую очередь, акт энергетического, невербального противостояния между выступающим и аудиторией. И как в любой борьбе, в данной схватке всегда есть победители и есть побежденные.

По отношению к публике оратор находится в сильной, “мужской” позиции, и если он начинает работать “вторым номером” (от того ли, что не смог справиться с волнением, или от того, что слабо представляет себе структуру выступления, или, возможно, от целого ряда иных причин), победа вряд ли будет на его стороне. Если провести аналогию со спортом, то мы можем вспомнить бесчисленное количество примеров, когда победителем из противостояния выходил тот, кто более раскрепощен физически, кто более сконцентрирован на выполнении задачи, кто более тренирован, у кого наиболее эффективный план.

Проводя свои  курсы  ораторского  мастерства , мы часто говорим о том, что точно так же работает и схема – спикер-аудитория.

Выходя перед ней, мы должны отдавать себе отчет в том, что нам предстоит именно состязание. Публика имеет мощнейшие рычаги воздействия на выступающего, и если спикер не владеет необходимым инструментарием для подчинения себе публики, вал разрушительной энергии, идущей от аудитории, может буквально смести его.

Для того, чтобы этого не произошло, и оратор управлял поведением аудитории, а не наоборот, курсы ораторского мастерства  проекта Актёрские технологии предлагают участникам изучать природу массового сознания и технологии воздействия на поведение людей.

Только максимально свободный (в психо-физическом плане) спикер может привести групповую динамику в ту точку, которая нужна ему. Только оратор, способный к импровизации и знающий законы ораторского мастерства, сможет выйти из этой схватки победителем.

Обладая такими инструментами, как: тембрально богатый голос, четкая дикция, владение темпо-ритмом, владение интонацией и паузой, владение динамикой текста, смысловые куски и задачи, цель и пристройки, чувство аудитории, смысловое развитие выступления, расстановка эмоциональных акцентов и т.д., можно виртуозно вести за собой любую, даже самую сложную аудиторию.

Помимо верного обучения технологии публичного выступлении, некоторые  курсы ораторского искусства и коммуникативные тренинги предлагают участникам освоить множество бесполезных, а, зачастую, вредных методик. “Поза оратора”, “визуализация жеста”, “открытость жеста”, “грамотное передвижение по площадке”, “контакт глазами” и прочие “хитрости и секреты”, изучаемые на всевозможных тренингах публичных выступлений, с точки зрения актера-профессионала являются примитивными и даже вредными приемами, закрепощающими естественную природу выступающего.

Суть таких приемов глубоко формальна и оторвана от индивидуальности спикера.  В результате их применения обычно создается впечатление неестественности, а сам оратор, находясь в рамках внешне навязанного стиля поведения, скован, тогда как именно увлеченность на фоне мышечной и психологической свободы выступающего – единственный верный способ воздействия на аудиторию.

Наши занятия  направлены на раскрытие потенциала выступающего.

Как и на всех занятиях проекта Актёрские технологии, в данном курсе делается упор на принцип, который на театральном “языке” звучит следующим образом: “от сознательного к подсознательному”. Что имеется в виду под этим принципом? Самое лучшее выступление, это то, где были моменты абсолютной свободы в рамках поставленных предлагаемыми обстоятельствами условий.Проще говоря – моменты вдохновения.

Можно скептически заметить: “Вдохновение – это что-то из области поэзии, театра или живописи. Какое это имеет отношение к докладам и презентациям?”.  Так, да не так. Все самые лучшие речи, произнесенные за всю историю человечества, были именно, что вдохновенными.

Черчилль и Линкольн, Троцкий и Гитлер – вне зависимости от их исторической миссии, всех их отличало такое индивидуальное качество, как способность к публичному вдохновению. Мало того, когда у теннисиста или футбольной команды то, что называется “идет игра” – это тоже вдохновение: моменты максимальной концентрации всех сил организма на поставленной задаче.

И всегда спутником вдохновения выступает мышечная и психологическая свобода.

Когда мы говорим “от сознательного к подсознательному”, это значит, что мы хотим переложить бразды управления нашим выступлением из рук сухого, часто закрепощенного мышления в область свободного творчества. Вы спросите, а разве это возможно? Разве подсознание не начинает работать произвольно, по собственным законам, не спрашивая на то у нас разрешения?

Откроем секрет:

большинство театральных школ, и уж точно – русская классическая театральная школа, занимаются именно тем, что обучают своих учеников с помощью вполне “осязаемых” инструментов психо-физики побуждать свою подсознательную природу к свободному творчеству. Наши курсы ораторского мастерства  построены в соответствии с этим принципом.

Однако, помимо творчества и состояния вдохновения, ученику театральной школы необходимо научиться управлять своим телом, так как, если  голос или  пластика недостаточно выразительны для передачи внутренних импульсов оратора, необходимое впечатление на публику не будет достигнуто.

Возникает вопрос: как же  быть, если природная пластика или, например, голос человека не соответствуют требованиям, предъявляемым хорошему спикеру? Ответ прост: управление пластикой и голосом – это физическая техника, которая должна быть наработана в процессе тренировок. Ситуация, в которой работа с жестом или артикуляцией начинается сознательно в момент выступления, неприемлема.

Такого рода характеристики как четкая дикция, природный голос, техника произнесения гласных и согласных звуков, интонирование, естественная пластика, расслабленные (но в тонусе) мышцы тела, тембральная окраска, работа с диапазоном и т.д. появятся только в результате тренировок и никак иначе.

Другая же часть программы изучения искусства ораторского мастерства  должна основываться на том, чтобы начинающий оратор научился хотя бы базовым элементам так называемой психотехники (один из разделов актерского мастерства – комплекс методов управления внутренней жизнью выступающего). Без этого невозможно управление поведением аудитории, энергетический контакт с аудиторией, управление динамикой развития выступления и т.д.

Подводя итог статье, можно сказать, что с точки зрения актерских технологий, публичное выступление состоит из трех блоков, составляющих единое целое: работа с физическим аппаратом и его выразителями, работа, направленная на управление подсознательной жизнью спикера и работа с самим текстом речи.

Работа с текстом речи строится по принципу соединения разбора структуры монолога в сочетании со словесными импровизациями, которыми часто развлекают друг друга актеры на так называемых «капустниках» и за кулисами театров. Актеры это делают специально, чтобы не утрачивался навык спонтанной речи, остроты реакции и образного мышления. Одновременно с этим на этих мини-упражнениях ими проверяются возможности управления групповой динамикой.

К сожалению, весь сложный и увлекательный процесс обучения ораторскому искусству часто сводится к нескольким наукообразным теориям и “практическим советам”, как правило, не приносящим в реальности никаких результатов.

С другой стороны, можно сказать, что наш метод обучению науке публичного выступления не так прост и требует определенных психологических и даже физических затрат. Но, однако, если мы хотим не имитировать владение искусством публичного выступления, а действительно владеть им в полной мере, то нам, скорее всего, необходимо пройти полноценную подготовку, пройдя курс ораторского мастерства  проекта Актёрские технологии или сходные с ним тренинги.