
Наличие коммуникации является одним из наиважнейших условий существования и развития общества.
Коммуникация представляет собой общение индивидов либо групп людей в процессе их совместной деятельности. Обмен информацией, идеями, чувствами, мыслями, представлениями – все это составляющие коммуникации. Организованная группа людей не может существовать без коммуникации (читать статью «Коммуникативный тренинг») . Объединять людей для достижения определенных целей – это основная задача коммуникационных процессов.
Способы и приемы, с помощью которых коммуникация достигает результатов, составляют методологию коммуникационных процессов. На сегодняшний день принято выделять несколько основных методов:
— Моделирование представляет собой способ изучения характеристик объекта путем создания его модели (копии). Данный метод позволяет изучить особенности предмета либо явления путем изучения составных элементов модели и их замещения. Моделирование широко применяется для изучения не только коммуникационных процессов, но также распространено в областях физики, химии, биологии, социальных и других науках.
— Системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Так как коммуникация и ее формы представляют собой сложные, многоуровневые процессы, системный метод отлично подходит для изучения их взаимосвязей и отдельных элементов. Основой системного подхода являются анализ и синтез.
— Метод сравнения позволяет выявить отличительные качественные и количественные характеристики предметов и явлений путем сопоставления суждений о сходстве либо различиях объектов сравнения. С помощью сравнения определяются тенденции развития изучаемого явления, поэтому наиболее эффективно использовать данный метод при исследовании коммуникаций социальных процессов.
— Социологический метод объединяет разнообразные социологические исследования, которые направлены на сбор и анализ информации о развитии общества и отражают реальное состояние коммуникативных процессов. Основой социологического метода являются опросы, анкетирование, математическое моделирование, разного рода эксперименты. Данный метод позволяет эффективно изучать воздействие средств массовой коммуникации на общественное сознание и строение общественных структур.
— Контент-анализ направлен на изучение содержательной стороны информации. Основными объектами данного метода являются тексты, аудиозаписи, видеозаписи, изображения, которые несут в себе поток определенных информационных знаний. Огромное значение в этой области придается телевидению, так как именно телеинформация имеет наибольшую силу влияния на общественные массы. Основная цель контент-анализа – улучшение содержания и оптимизация способов подачи информации.
— Интент-анализ в свою очередь изучает направленность и степень воздействия коммуникации. Данный метод непосредственно связан с психологией, он определяет соответствие содержания высказанных мыслей и чувствами, которые они вызывают.
— Метод наблюдения применяется для сбора первичной информации и получения предварительного материала. Наблюдение помогает установить средства коммуникации, выявить нормы вербального и невербального взаимодействия. Существуют различные виды наблюдения: открытое и скрытое (либо включенное и невключенное). При открытом методе наблюдатель имеет доступ к взаимодействию с изучаемым объектом. При скрытом – взаимодействие недопустимо.
— Социометрия имеет тесную связь с социально-психологическими исследованиями. Основная задача метода – изучение поведения социальных групп, сплоченность индивидов в рамках одной группы, их совместной деятельности.