иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Межличностное общение

(Статья Эрика Монсе с комментариями проекта)

Бывает с вами так, что при входе в магазин вас встречает консультант зала и говорит вам: «Добрый день, мы рады вас видеть!», но вам почему-то не кажется, что он рад? Более того, вы отчего-то убеждены в обратном. Почему бы это? Разве Вам не должно быть приятно, что человек при встрече произносит доброжелательные слова в ваш адрес? Разгадка, скорее всего, заключается в следующем:

  1. Его слова не соответствуют языку его тела
  2. «Подтекст» произносимой им фразы вовсе не соответствует тексту фразы

Человек говорит, что рад видеть вас, а сам стоит подбоченясь или привалившись к стене, смотрит снисходительно и лениво, а если прислушаться получше, то вместо «Добрый день, мы рады вас видеть» мы услышим затаенное: «Лучше бы вы сидели дома. Что мне предпринять, чтобы избавиться от вас?». Удивительно, но вполне может быть, что ни он, ни его непосредственное начальство не понимают, почему они потеряли клиента в вашем лице. Всегда помните, что человек, в первую очередь, прислушивается к языку вашего тела и к подтекстам, нежели к самому тексту! 60 — 65% разговора воспринимается через язык тела, а 30% — через подтекст. Лишь 10% приходится на саму информацию. Мы реагируем на то, что, как мы думаем, хотел сказать человек, а не на то, какие слова он говорит. Необходимо позаботиться о том, чтобы язык вашего тела соответствовал тем словам, которые вы произносите. Если человек говорит вам «Вы проделали большую работу» с широкой улыбкой на лице и при этом он физически расслаблен, вы, скорее всего, поверите ему. Однако если человек говорит: «Вы сделали большую работу», играя при этом желваками, с косой улыбкой и нервно постукивая пальцами по столу, вы озадачитесь тем, что его слова на самом деле означают и некоторое время будете искать срытые смыслы в его фразе. Скорее всего, вы решите, что с его точки зрения вы не соответствуете уровню занимаемой должности, либо, что он явно не в духе.

Язык тела является одним из лучших средств коммуникации, который у нас есть, но очень мало людей умеют читать его. Вспомните свои внутренние ощущения от последних разговоров. Не правда ли, эти ощущения в большей степени зависят от того, как ваш собеседник вел себя, а не от того, что он говорил? Изменяя тон своего голоса, управляя языком своего тела, управляя подтекстами и акцентами в сказанном, мы можем придать совершенно другой смысл произносимым фразам, часто ровно противоположный.

 

Комментарий А.Т.: В отличие от приведенного в статье метода управления невербальной стороной коммуникации, когда предлагается впрямую приучать себя к использованию определенных жестов и интонационных рисунков, актерские методики используют «путь от внутреннего к внешнему». Навязывание стереотипного поведения лишает человека проявлений индивидуальности. Актерские методы обучения невербальному воздействию тоньше и результаты их применения значительнее. Межличностное общение — это не просто набор интонаций и жестов, но очень сложный механизм, который необходимо «чувствовать», а не «просчитывать» (читать статью «Тренинг общения»).

 

Подтексты в межличностном общении

Возьмем какую-нибудь фразу, например «Я не приглашал его на день рождения».
Итак, вы произносите: «Я не приглашал его на день рождения» с логическим ударением на первом слове. В таком контексте, эта фраза подразумевает, что кто-то другой пригласил, а вы тут совершенно не причем. Если же вы говорите: «Я не приглашал его на день рождения», вы, скорее всего, имеете в виду, что приглашали его на какое-то другое мероприятие. Если вы говорите: «Я не приглашал его на день рождения» это подразумевает, что вы не очень-то рады его появлению в вашей компании. Если вы говорите: «Я не приглашал его на день рождения» это подразумевает, что вы недовольны тем, что кто-то распорядился за вас и пригласил неприятного вам человека на праздник. Таким образом, вы видите, как много различных интерпретаций вытекает из того, на какое слово вы сделали акцент. Если вы хотите управлять эффектом сказанного, обратите внимание на ваши подтексты.

 

Комментарий А.Т.: С точки зрения актерских технологий, здесь речь идет скорее о логике речи, чем о подтекстах (что, естественно, тоже крайне важно). Разница в том, что подтекст – это психологическое действие, на которое всегда «положена» наша речь. Логика текста (акценты) всего лишь упорядочивают и направляют логику текстового периода и фразы в верное русло.

 

Межличностное общение и язык тела

Если вы не смотрите в глаза людям, стоите к ним в пол-оборота, ваши собеседники не будут в полной мере доверять вашим словам. Рассуждая о возможности достижения целей, вы говорите на самом верху вашего голосового диапазона? Тем самым вы даете невербальный сигнал собеседникам, что эта цель недостижима. Однажды я работал с менеджером, у которого были большие проблемы морального духа в офисе. Этот менеджер спрашивал своих людей, чего они хотят от него. Они попросили, чтобы он появлялся в своих офисах только тогда, когда планировались регулярные встречи работников с ним. Он сделал это, но это не помогло. Когда я приехал, чтобы изучить ситуацию, я обнаружил, что язык его тела был таков, что вызывал все вышеперечисленные проблемы. Он вел себя как властелин! Когда он заходил в офис с людьми, он занимал весь дверной проем и шел прямо до своего стола и смотрел работником в глаза — даже если они были на телефоне! Это очень нервировало людей, и, безусловно, посылало сигнал, что их рабочее место было его пространством. На встречах он сидел, заложив руки за голову, положив ногу на ногу, откинувшись назад и посматривая на потолок. Это создавало впечатление, что он знал ответы на все вопросы и заранее разочарован в своих подчиненных. Только путем изменения этих нескольких внешних признаков, он смог изменить моральный дух в коллективе. Если вы работаете с клиентами напрямую, вы должны задуматься, соответствует ли язык вашего тела их ожиданиям. Вы действительно должны стараться сделать все возможное, чтобы ваш голос, тело и текст соответствовали друг другу.

Комментарий А.Т.: Актерские методики в данной ситуации предлагают не менять «физику», то есть физические проявления, а изменить отношение к коллективу с помощью актерских психотехник. Для изменения стиля поведения существует множество приемов из актерской практики, которые достаточно полно решают проблему неверного физического поведения. Межличностное общение в описанной ситуации не складывалось из-за физичеки неверного поведения человека. Но нужно помнить, что физическое поведение — это естественное продолжение психологии человека.

 

У вас есть способы заставить другого человека почувствовать себя желанным гостем в вашем кабинете, чтобы он мог высказать свои жалобы? Чтобы быть воспринятым положительно с точки зрения языка тела, я рекомендую вам смотреть в глаза, улыбаться, кивать иногда во время разговора, наклониться немного к нему и наклонить голову в сторону. Бегающие глаза, зрительный контакт менее 50% времени, перемещение своего веса с ноги на ногу, вздохи любой человек будет интерпретировать так, как будто вам не интересно, что он говорят. Как вы ведете себя в процессе межличностного общения? Ваши плечи опущены и развернуты, разговаривая с кем либо, вы держите контакт глазами и улыбаетесь? Если вы это будете делать, то будете производить впечатление сильного и энергичного человека. Лидера. Если ваши плечи подняты, голова опущена, тон разговора ровный, переминаетесь с ноги на ногу, вас будут рассматривать, как человека, который не может самостоятельно выполнять свою работу, является зависимым и кот которому нужно много указаний .  Попросите знакомого, чтобы он рассказал вам, какое впечатление ваше тело производит на него, осознайте недостатки, а затем поработайте, чтобы изменить эти внешние знаки. Вы будете удивлены, как много вы говорите, не говоря ни слова!

 

Комментарий А.Т.: Рекомендации подобного рода крайне распространены в сегодняшней практике коммуникативных тренингов, направленных на то, чтобы люди изучали межличностное общение и учились управлять коммуникативными процессами. Однако использовать их нужно с осторожностью, а с точки зрения актерских методик такие рекомендации и вовсе вредны. Человек, механически выполняющий вышеперечисленные советы, все равно не будет до конца убедительным для собеседника. Во-первых, все эти приемы уже давно известны и легко «считываются» чуть более продвинутым собеседником и работают уже не в благо, а во вред, так как заставляют считать такого человека неискренним. Во-вторых, такое поведение, будучи неорганичным подавляющему большинству восточных европейцев, выглядит неестественным изначально.