иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Публичное одиночество и актерское мастерство

Навык публичного одиночества  в актерском творчестве — это то, что необходимо почувствовать ученику театрального ВУЗа в самом начале его обучения. Если будущий актер не научится абстрагироваться от публики, которая на него смотрит, он никогда не будет готов к полноценному творчеству. Человеческая природа, наше подсознание – очень пугливая штука, она боится показать себя в присутствии большого количества людей.

Вспомните, как вы себя ведете в одиночестве и как, когда появляется хотя бы один зритель. Если в одиночестве вы можете петь, не имея при этом слуха, разговаривать вслух с самим собой, сидеть в любых, естественных для себя позах и т.д., то в присутствии другого человека такое поведение вряд ли возможно. Внутри вас кто-то говорит «на меня смотрят, поэтому нельзя делать этого».

Однако парадокс заключается в том, что самые большие симпатии у зрителя возникают к человеку, который прост и естественен в своих проявлениях.

Вспомните, на кого смотрят в метро с улыбкой? На тех, кто увлечен чтением настолько, что на его лице написано все, что происходит в книге. Он улыбается чему-то искренне и живо, и вот уже весь вагон с интересом и любопытством смотрит на него: что же такое замечательное он читает?
Еще одно важное качество присуще людям обладающим навыком публичного одиночества.

Зная, что в любой момент можно абстрагироваться от публики, уйти в себя, сосредоточиться на мысли и успокоиться, выступающий спикер чувствует себя значительно более уверенно. У него нет той степени зависимости от зрителей, которая есть у человека, не обладающего этим навыком.
В актерских школах учеников с самого начала обучения приучают к тому, чтобы уметь «отключаться» от того, что на него смотрят зрители.

Сделать это можно только одним способом: научиться сосредотачивать свое внимание на чем-то, что не имеет отношения к зрителю. Тот же пример с книгой показателен. Перед группой учеников создается площадка, на которую вызывают одного из них. Его просят начать читать сначала вслух, потом про себя текст, стараясь максимально углубиться в суть прочитанного.

Главный фокус заключается в том, чтобы удерживать погруженность внимания в текст максимально полно. Стараться не допускать рассредоточения и переноса внимания на аудиторию. Упражнение может длиться сколь угодно долго, пока ученик в полной мере не почувствует состояние публичного одиночества.

В идеале, ученик должен полностью отключиться от внешнего мира и предельно сконцентрироваться на содержании книги. Педагог отслеживает глубину состояния публичного одиночества по внешним признакам (пластика, мимика и т.д.).

Опытный педагог всегда отличит настоящее публичное одиночество в актерском творчестве от показного (дело в том, что для любого ученика естественно имитировать публичное одиночество, так как слабое внимание не позволяет переключиться полностью на поставленную задачу, и подсознательно человек чувствует неестественность положения).

Любой актер должен в совершенстве владеть своим вниманием, а навык публичного одиночества, безусловно, относится к основам актерского мастерства. Умение управлять своим вниманием для актера считал необходимым великий реформатор и режиссер русского театра К. С. Станиславский. Именно в его книге «Работа актера над собой» впервые была подробнейшим образом проанализирована проблема удержания внимания у выступающего.

Станиславский ввел теоретическое понятие «круги внимания», которые он условно разделял на малый круг внимания, средний круг внимания и большой круг внимания. Если мы находимся в помещении, то для нас большим кругом внимания будет происходящее на улице, средним кругом внимания будет происходящее вовне нас в аудитории, а малым кругом внимания будет то, что происходит внутри нас.

Спикер, находясь перед аудиторией должен уметь переключаться с одного круга внимания на другой. Самые эмоциональные периоды публичного выступления всегда как бы объединяют все три круга внимания. Мысль оратора как бы охватывает все круги, от чего мысли им высказанные становятся объемными и производят сильное впечатление на слушателей.