иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Навыки оратора на примере анекдота Рейгана


Это довольно известное видео, на котором Рейган рассказывает анекдот о СССР (естественно, русский анекдот). Рейган – актер в прошлом, и его умение рассказывать истории обусловлено актерским прошлым и навыком применения актерских технологий в ораторском искусстве.

Что отличает речь Рейгана, как профессиональную?

  1. Умение «держать перспективу» в тексте. По сути, в его анекдоте нет ни единой интонационной точки, кроме той, которую он ставит в конце. Это абсолютно верно с точки зрения актерских технологий, так как любая история и любая речь должна двигаться вперед. Излишне «рубленая» речь с интонационными точками в течение всего текстового периода притупляют внимание зрителя и укрывают смысл сказанного. Однако владение интонационными знаками препинания – это не совсем то же, что и умение «держать перспективу». «Перспектива» создается при помощи внутреннего ощущения, которое базируется на понимании выступающего, ради какой главной мысли рассказывается вся история. При этом эта самая главная мысль должна быть в конце текста.
  2. Разговорность, легкость и простота. Умение разговаривать с публикой так, будто находишься на кухне с друзьями – очень важный навык для успеха оратора. Присмотритесь к тому, как Рейган рассказывает анекдот: ощущение, что он выступает на вечеринке друга, хотя сложно предположить, что аудитория президента США может быть ограничена несколькими людьми, если речь идет об официальном мероприятии. Мы не видим, сколько людей находится вне кадра, однако несложно предположить, что их не двое и не трое. Кроме того, все это действие снимается на камеру. Однако Рейган будто не замечает этого и легко создает атмосферу интимности и доверительности между собой, непосредственной аудиторией и предполагаемой теле-аудиторией.
  3. Обратная связь. Рейган ни на секунду не упускает из виду реакцию зрителей. Главный принцип межличностных коммуникаций виден на данном примере очень ярко. Президент США постоянно находится в режиме «отдал-принял» по отношению к публике. Он всегда ждет обратного тока от слушателей, чтобы скорректировать свое выступление. В актерской терминологии это называется «идти от партнера» и является одним из ключевых навыков сценического общения.