иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Невербальное общение. Мимика.

невербальное общение. Мимика.

Хотим сразу предупредить, что эта статья о внешних проявлениях человека в общении, которые не стоит механически «поправлять», особенно, находясь в процессе межличностной коммуникации. Подробный разбор особенностей поведения человека нужен нам лишь для осознания правильности метода обучения актерским технологиям.

Итак:

Язык тела, язык жестов, невербальное общение – все это дополнительный способ коммуникации. Вы замечали, что при невнимательном отношении к собеседнику, когда во время беседы вы не смотрите на своего визави, вы хуже вспоминаете, о чем все же была речь? Даже если разговор состоялся только что. А дело не только в том, что вы не сосредоточились на предмете разговора, но и в том, что, по сути, пропустили большую его часть мимо своего сознания.

Помните, какое неловкое ощущение возникает, когда говорите вы, а на вас не смотрят?

Так и подмывает начать говорить громче, подойти ближе и всячески привлечь к себе внимание, что бы лучше донести смысл произносимой вами речи. И это вполне объяснимо. При общении с людьми от 60% информации мы получаем с помощью невербальной коммуникации. Интонацией, тембром голоса, мимикой, жестами и позой собеседник сообщает о себе, о предмете разговора и о своем к нему отношении гораздо больше, нежели можно передать словами. Собственно говоря, общение, в основном, состоит из всего вышеперечисленного.
Проявляя внимание к собеседнику, наблюдая за его поведением, реакцией, почти неуловимыми движениями глаз и губ, замечая, напряженная или расслабленная поза, закрытые или открытые жесты – и вы уже заранее предвосхищаете ответ и успеваете изменить тональность разговора.

— Если в данный момент у вас деловые переговоры – вы можете даже, казалось бы, провальное начало перевести к конструктивному обсуждению и затем к победе.

— Если это личная беседа, вы скорее сориентируетесь в ситуации, поймете, когда не стоит давить на любимого человека или, наоборот, когда можно приступать к решительным действиям.
Кинесика  (наука о языке тела и его частей), а также прикладная психология, психолингвистика, педагогика, история, занимаются исследованиями в области невербальной семиотики, науке о невербальных знаковых системах.
В этом специфическом изучении человеческой коммуникации необходимо было ответить на важнейший вопрос: какие сигналы являются врожденными, генетическими передаваемыми или приобретенными.

Для ответа на него ученые проводили наблюдения за коммуникативным поведением слепых и/или глухих людей, которые не могли научиться невербальным сигналам у окружающих.

Например, улыбка слепого или глухого младенца возникает так же спонтанно, как и у здорового малыша, она не может быть скопированной или приобретенной, следовательно, она является врожденной.

— У людей, принадлежащих к различным культурам, для демонстрации эмоций используются идентичные выражения лиц. Кивок обычно означает согласие или подтверждение, используется даже глухими и слепыми людьми, поэтому так же считается врожденным жестом.

— Мужчина обычно надевает пальто с правой руки, а большинство женщин – с левой.

— Пропуская женщину вперед, мужчина, как правило, поворачивается к ней. Женщина, наоборот, слегка отворачивается, словно защищает свою грудь.

Это, скорее, генетически передаваемые жесты. Есть универсальные жесты: несогласия, непонимания, весь спектр улыбок от усмешки, презрения до высшей степени радости и удовольствия. Например, покачивание головы из стороны в сторону. Это либо врожденный, либо усвоенный еще в младенчестве жест. Когда ребенок наедается, он мотает головой из стороны в сторону, пытаясь уклониться от попыток запихнуть в него еще порцию. Таким образом, ребенок быстро усваивает, как использовать движение головой для демонстрации несогласия.

Но большая часть наших невербальных жестов является приобретенной, обусловленной культурой, внутри которой мы живем.

Иногда, понятный и принятый в вашем окружении, жест может оказаться бессмысленным в другой среде, и даже имеющим противоположное значение.

Важнейшим индикатором при оценке собеседника является конгруэнтность – соответствие его слов и жестов. Одним из неприятнейших примеров может быть несоответствие широкой улыбки с холодным, даже злым, выражением глаз – здесь улыбка (скорее оскал) означает не радушие, а угрозу. Также, если ваш собеседник принял закрытую позу, например, скрестил ноги, слегка отстранился, опираясь локтем на подлокотник и подперев кулаком щеку, указательный палец вытянут вдоль щеки, но при этом пытается уверить вас, что ему чрезвычайно нравится все, что вы ему тут рассказываете – вы интуитивно заподозрите скепсис и иронию в его словах.

Однако, нужно помнить, что одновременно строить линию поведения, свое общение, исходя из логически анализируемых поз собеседника — непродуктивно. Общаясь, нужно уметь чувствовать собеседника, а не просчитывать. Как говорится, «интуиция — мать информации».

Ведь, хотя наука о языке тела многогранна и интересна, охватывает самые разные аспекты поведенческих реакций человека, но, ознакомившись с наиболее распространенным толкованием жестов и поз человека, следует все же учитывать, что читать их надо в совокупности, с поправкой на личность.

Не забывайте, что часто дотрагиваться до носа человек может из-за хронического насморка, испытывая неловкость, не стало ли мокро под носом.

Закрытую позу собеседник может принять просто потому, что у него прихватило живот и ему срочно необходимо закончить или всего лишь перенести разговор. Или у него хронические боли в спине, и он периодически разгружает затекшие мышцы.

Иногда, вовремя заметив, что собеседник начал проявлять беспокойство, лучшим выходом будет прямо спросить его о причине, что тоже послужит вам в скорейшем достижении цели при переговорах и охарактеризует вас как человека внимательного и вежливого.

Итак, мы сосредоточимся на самых распространенных жестах и позах, помогающих нам лучше прочесть собеседника.

Мимика

Мимика универсальна, понятна собеседнику независимо от знания языка. Вся гамма эмоций мгновенно отражается на лице, меняется выражение глаз, наклон головы, артикуляция губ. Следует учитывать, что мимикой несложно научиться управлять, собственно, это пытаются делать даже дети, например, фальшиво шире раскрывая глаза, когда необходимо изобразить удивление и восхищение в ответ на подарок, хотя сам подарок уже давно обнаружен в родительском шкафу и сюрпризом не является. Существуют тренинги, позволяющие, если не научить контролировать сами эмоции, так хотя бы научиться замаскировать их отражение на лице, держать маску.

Об искренности эмоций говорит симметрия отображения их на лице.

Дело в том, что работа левого полушария, отвечающего за контроль над речью и интеллектуальной деятельностью, отображается на правой половине лица и сама же, в свою очередь, легче контролируется. Правое полушарие, управляющее эмоциями, воображением, сенсорной деятельностью, отвечает за левую половину лица и труднее поддается контролю. Поэтому все, что вы хотите продемонстрировать, скорее отобразится на правой половине, а что скрыть – на левой. Не стоит забывать, что оба полушария работают совместно, изменения происходят мгновенно, иногда едва уловимо, так что разница будет видна лишь в нюансах, но все же доступна пытливому взгляду.

Глаза.

Зрачки. «Смотри в глаза человеку, когда говоришь с ним», гласит старинная мудрость. При положительном возбуждении, например, при влюбленном взгляде, зрачки расширяются. Считывается эта реакция моментально, на интуитивном уровне. Наверное, поэтому большинство свиданий происходит при приглушенном свете – это заставляет зрачки расширяться, даже если чувства не искренни. В древности, чтобы расширить зрачки и оттого казаться желаннее, проститутки закапывали в глаза белладонну. При негативной реакции, если человек рассержен или раздражен – наоборот, зрачки сужаются до минимума, проявляется «змеиный взгляд».
Продолжительность взгляда. Если человек пытается скрыть от вас важную информацию или попросту нечестен, его взгляд встречается с вашим менее трети времени от всего разговора.

Человек с бегающим взглядом никогда не вызывает доверия.

Если же зрительный контакт глаза в глаза продолжается долее двух третей времени – обратите внимание на зрачки. Расширены — вы нравитесь собеседнику. Зрачки с булавочную головку – настроен враждебно, наблюдает за вами.

Направление взгляда.

Если вы хотите произвести впечатление человека делового, серьезного – смотрите собеседнику в глаза прямо и чуть выше, в зону «третьего глаза». Если же взгляд направлен чуть ниже глаз, как бы в треугольник между ртом и глазами собеседника – беседа приобретает неформальный, дружеский характер.

Интимный взгляд.

Взгляд опускается до подбородка и ниже, к груди.

Взгляд искоса.

Сочетание интимного взгляда и взгляда украдкой, искоса, вкупе с легкой улыбкой, приподнятыми бровями – вы нравитесь. Знак ухаживания.
Если же взгляд направлен искоса, брови сведены к переносице, уголки губ скептически опущены вниз – к вам относятся критически, с подозрением.

Веки опущены.

Собеседник отгораживается от вас, слушает невнимательно или не хочет показать свою незаинтересованность.
При переговорах можно использовать прием контроля над взглядом собеседника. Это особенно помогает, если вы участвуете в презентации, используя схемы, рисунки, проекты. Доказано, что человек 87% информации воспринимает через глаза, 9% через уши и 4% через остальные органы чувств. Глядя на рисунок, человек воспринимает не более 9% сказанного, если только информация не связана непосредственно с тем, что он видит перед глазами. Если связана, то воспринимается уже до 30%. Для того, чтобы вы могли донести до собеседника больше информации, попробуйте установить контроль над его взглядом. Возьмите в руку предмет, например, ручку, и в ходе беседы указывайте им на схему, одновременно рассказывая. Когда вам надо привлечь внимание собеседника к словам, не нуждающимся в иллюстрации, поднимите ручку на уровень ваших глаз – ваш визави волей-неволей посмотрит вам в глаза и легче усвоит все, что вы говорите. Постарайтесь, чтобы открытая ладонь второй руки находилась в поле зрения собеседника – это вызовет к вашим словам больше доверия.

Губы.

Весьма информативны, эмоционально выразительны, иногда нарочито выразительны, несложно контролируются.
Чрезмерная улыбчивость – заискивание, потребность в одобрении, нервозность.
Закусывание губ – беспокойство, нервозность.
Уголки рта опущены – скепсис, обида. Скривленный на одну сторону рот – скепсис, ирония, насмешка.
Губы вытянуты в трубочку – озабоченность, оценка.
Рот и глаза широко открыты, брови подняты – удивление. Совсем уж «отвисшая челюсть» — крайняя степень ошеломления, неспособность оценить ситуацию и принять решение.
Напряженно закрытый рот – нежелание продолжать разговор. Губы сжаты, побелевшие – отказ, отрицание, досада.

Мышцы лица расслаблены, уголки рта опущены вниз, тусклый взгляд – тоска, грусть, недостаток оптимизма и сил.

Если во время разговора собеседник начинает подносить руки к лицу – это знак, что он хочет от вас что-то скрыть, нервничает или попросту лжет. Чаще всего именно так интерпретируют потирание кончика носа или любые, заменяющие его, жесты. Например, всего лишь дотронулся до носа, или потер веко, или закрыл рот рукой. Считается, что ложь вызывает щекотливые позывы в нервных окончаниях носа. Поэтому его хочется почесать. Веко трут, чтобы не смотреть обманутому в глаза. Рот прикрывают, чтобы прикрыть ложь – этот жест легче обнаружить у детей. У взрослого человека жесты более утончены, но суть от этого не меняется. Ложь может вызвать нервное напряжение не только на лице, но и в шее, поэтому говорящий неправду человек часто тянется к воротничку рубашки или к галстуку, ослабляя его. Кстати, если вы заметили, что собеседник совершает эти жесты во время вашей речи – значит, думает, что обманываете вы.
Если вы заметили все эти признаки – попросите человека уточнить или повторить сказанное, ему будет трудно это сделать, возможно, он даже откажется от своих слов