иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

О культурно-образовательных учреждениях

Культурно-образовательные учреждения города Москвы – тема интересная и сложная. Хотя она напрямую не связана с коммуникативными тренингами и курсами ораторского искусства, косвенные связи между двумя этими темами, безусловно, есть.

С нашей точки зрения, в такого рода заведениях необходимо проводить на регулярной основе коммуникативные курсы для молодежи, однако современное положение дел не располагает к такому формату обучения. Сегодняшняя ситуация во всевозможных государственных театральных школах, школах искусств и т.д., подчас очень непростая (с точки зрения адекватности функционирования).

В связи с этим хотелось бы поделиться с читателями некоторыми нашими соображениями о том, какими же должны быть эти школы, чтобы они имели реальную общественную, а не только бюрократическую значимость.

По всей видимости, начать нужно с того, что сегодня государственные детские и молодежные организации культурно-просветительского толка – это, в первую очередь, бюджетные организации, которые зависят от конкретных чиновников, а не от жителей района, в котором это учреждение расположено. С учетом этого факта, не лишним будет вспомнить, зачем вообще могут быть нужны такого рода учреждения, и в чем заключается их общественная функция.

Функция, или как сегодня принято говорить в бизнес-кругах, «миссия» школ культуры (естественно, по «гамбургскому счету») есть воспитание у молодежи вкуса к искусству, литературе, театру, изобразительному искусству. Естественно, чтобы всерьез, а не декларативно выполнять эту функцию, уровень преподавания должен быть высоким, и педагоги должны подбираться не по остаточному принципу, а на конкурентной основе. Такого рода учреждение должно не только худо-бедно удовлетворять спрос района на обучение в области искусства и культуры, но и формировать этот спрос. Другими словами, школа искусств (или государственные малоформатные мероприятия: театральные курсы, курсы по ИЗО и музыкальные классы) должна серьезно влиять на общественный климат района.

Однако, как этого добиться?

В первую очередь, необходимо, чтобы среди педагогического состава возникла реальная конкуренция. Для этого нужно:

1. Дать возможность зарабатывать школам самим. Естественно, бесплатное обучение в таких школах невозможно, да и не нужно, однако цена должна быть демократичной. Для этого государство должно предоставлять помещения (из расчета на количество молодых жителей района) на безвозмездной основе и оплачивать коммунальные услуги. Остальное (фонд заработной платы, реклама и PR и т.д.) должны зарабатывать себе сами работники школы.

2. Художественный руководитель должен быть избираем посредством интернет-голосования жителями района или экспертным сообществом.

3. Финансовое руководство должно регулярно ротироваться.

4. Форматы обучения должны быть существенно расширены и закреплены, а выбор форматов должен оставаться за работниками учреждения, педагогическим и художественным руководством.

Естественно, данные тезисы — это, в первую очередь, повод для размышления, а не «истина в последней инстанции», однако одно понятно точно: в системе культурного образования молодежи нужно что-то менять.