иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Общение в психологии и актерском творчестве

В данной статье мы попытаемся коснуться темы о разнице подхода к обучению межличностному общению профессиональными психологами и профессиональными актерами. С нашей точки зрения, разница в первую очередь заключается в том, что профессиональный психолог, как и любой человек науки, «препарирует» проблему (в данном случае проблему общения).

Целью науки является стремление к истине или (по терминологии Поппера) – стремление к правдоподобию. Целью же актерского творчества является непосредственное воздействие на зрителя для донесения до его сознания идей художественного произведения, исполняемого на сцене.

Что мы знаем об общении из психологии?

Мы знаем, что существуют виды общения, классификация общения, процедура и составные элементы общения, средства и формы общения и т.д. Само собой разумеется, что для науки такое «препарирование» естественно и необходимо.

Однако психолог, если он хороший психолог, владея теорией в данной области в полной мере, рискует «увязнуть» в подробностях в процессе обучения неподготовленного ученика (а курсы и тренинги общения посещают, как правило, именно такие люди). Ученик же, стараясь усвоить теорию, часто напоминает знаменитую сороконожку, которая запуталась в том, какая нога за какой должна переступать.

В этом смысле, обучение общению по актерским методикам находится в более выигрышном положении. Актерские технологии имеют кровную связь с психологией, однако целиком и полностью направлены на практику. Целью в области общения для актера является овладение через практическое изучение коммуникативных процессов и дальнейшая достоверная имитация процесса общения на сцене или кино.

Если резюмировать два выше обозначенных тезиса, то выглядеть они будут примерно следующим образом:

1. Изучение процессов общения в Психологии – научная теория

2. Изучение процессов общения в актерской практике – практическая теория

Таким образом, профессионально подготовленный курс, построенный на актерских технологиях и направленный на краткосрочное обучение в области межличностного общения, имеет ряд преимуществ перед аналогичным курсом, построенном на теории Психологии общения.

Так же можно сказать, что тренинги продаж, тренинги переговоров и деловых коммуникаций, тренинги холодных звонков и т.д. (все виды обучения, в которых есть место элементам общения), составленные и проведенные с применением актерских технологий, как в теоретической части, так и непосредственно в процессе обучения, могут быть крайне эффективными.

Они могут не только дополнять тренинги, построенные на теории Психологии общения, но и вступать в полноценную конкуренцию с ними, не говоря уже о том, что занятия актерским творчеством всегда крайне интересны и увлекательны сами по себе. Данная особенность усиливает эффект от обучения, кроме того, ученик находится в постоянном активном (физическом) тренинге, что заставляет его держать свое внимание в тонусе.