иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Обучение ораторскому искусству

демосфен, Обучение ораторскому искусству

Обучение ораторскому мастерству на курсах нашего проекта предполагает обязательное применение актерских методик.

Как ни странно, с точки зрения актерского мастерства, грамотное обучение навыку публичного выступления начинается с наработки умения спикера молчать. Вспомните, случалось ли вам видеть таких людей, которые, еще ничего не сказав, уже привлекают к себе внимание?  Причем нельзя сказать, что они по-другому одеты, чем другие, или ведут себя кардинально иным образом, и, тем не менее, мы выделяем их из толпы. Способность к содержательному и психологически оправданному молчанию – отличительная черта хорошего спикера.

Конечно, упомянутый выше навык – лишь первый шаг в направлении к обучению ораторскому искусству. С нашей точки зрения, грамотное обучение оратора должно обязательно включать в себя следующие пункты:

 

  1. Дыхание, голос, дикция.Мышечная свобода.
    • Любой оратор, как бы он ни был эмоционально-подвижен, насколько хорошо бы не владел темой, обязан управлять своим голосо-речевым аппаратом. Значение правильного дыхания для выступающего колоссально. Верное дыхание возможно только при более-менее освобожденных мышцах, а физические «зажимы» первый враг спикера. Верное дыхание позволяет успокоиться перед выступлением или ответственным общением. Верное дыхание, наконец, полезно с физиологической точки зрения.
    • Вялая, невнятная дикция раздражает слушателя на подсознательном уровне.  Четкость согласных звуков и оформленное звучание гласных букв имеют важнейшее значение при восприятии речи. Если звуки плохо оформлены и неясно выражены, значит, вы теряете часть коммуникативных каналов воздействия на собеседника или аудиторию.
    • О преимуществах приятного, сильного и свободного голоса для спикера сказано не мало. От себя добавим, что лучший голос – это тот, который имеет большое количество обертонов, следовательно, резонирует как в головном, так и в грудном регистре.
  2. О мышечной свободе мы упомянули чуть выше. Мышечная свобода в процессе обучения ораторскому искусству достигается рядом упражнений, выполняя которые, становится возможным добиться значительного освобождения мышц во время выступления или общения. Что нам это дает? Дело в том, что, помимо вреда, причиняемого «зажатыми» мышцами нашему голосу, физические «зажимы» порождают нежелательные невербальные сигналы, исходящие от спикера к аудитории или собеседнику. Приподнятые плечи, сутулость, «зажатая» спина – все это, в лучшем случае, дает ощущение некоторой «одеревенелости», исходящей от оратора, а в худшем – сковывает спикера так, что он становится не в состоянии говорить. О визуальном воздействии пластики на аудиторию в таком случае говорить не приходится. Вернее, воздействие, безусловно, есть, но оно имеет отрицательное влияние на слушателя. Как правило, самостоятельно человек избавиться от физических зажимов не в состоянии. Во всяком случае, начальный этап, в котором достигается верное ощущение мышечного тонуса, ученик должен пройти с педагогом (читать статью «Ораторское мастерство и язык тела»)
  3. Психологическая свобода.
    Так как наше тело и наша психика едины, то психологическая свобода возникает на фоне мышечной свободы. То есть, работая над нашей «физикой», мы тем самым косвенно раскрепощаем нашу «психику». Кстати, говоря, схема работает и в обратном направлении, однако мы стараемся идти на своих курсах от более осязаемых вещей – то есть, от «физики» к «психике», а не наоборот.
  4. Навык беспрерывного говорения.
    Вот так просто называется то, что можно назвать «по-умному» «наработкой навыка вербального коммуникативного процесса». На самом деле, привычка говорить подряд на любые темы – это всего лишь привычка, которая легко формируется в процессе упражнений и практики этого самого «говорения». Это один из тех навыков, который можно приобрести самостоятельно. Ученику необходимо научиться говорить подряд на любые темы. Это не так сложно, как кажется. Находясь в одиночестве, начните говорить о любом предмете, который вам попадется на глаза. Старайтесь говорить без пауз, даже если вам нечего о нем сказать. Об одном предмете нужно говорить достаточно долго (1 минуту, к примеру). Через некоторое время вы обнаружите, что свободно можете мыслить параллельно с процессом говорения.
  5. Образность речи.
    Это более сложная вещь, нежели «навык беспрерывного говорения», но тоже формируется, в первую очередь, практикой. Хотя, надо сказать, что для того, чтобы говорить образно, необходимо и мыслить образно. Достичь этого можно, приучив себя «видеть» внутренним взором то, о чем вы говорите. Это прием, который так и называется  «кинолента видений» или, попросту, «внутренние видения», был введен К. С. Станиславским в актерскую терминологию еще в первой четверти 20-го века.
  6. Коммуникативная цель выступления или общения.
    Выступающему всегда нужно четко осознавать, зачем он вышел к другим людям и чего он хочет добиться своим выступлением. Все просто: выходя перед публикой или готовясь к встрече, Вы должны очень четко сформулировать для себя, каких изменений в поведении коммуникативного партнера или аудитории вы хотите добиться. Если вы не управляете ситуацией, то ситуация управляет вами. Если вы не «держите» свою цель, это значит, что вы работаете на цель кого-то другого.
  7. Отношение к партнеру (партнерам).
    С точки зрения актерских технологий, принципиальной разницы между общением с одним собеседником и выступлением перед аудиторией нет. Все ваши слушатели тоже являются собеседниками, даже если они не отвечают вам в буквальном смысле этого слова, то есть не говорят с вами. Но общение – это такой процесс, который, на самом деле не является вербальным. В первую очередь это невербальный процесс, поэтому, произносят ли ваши коммуникативные партнеры слова или нет – не имеет почти никакого значения. Это – все равно общение. Так вот, относиться к своим партнерам по общению нужно так, будто это ваши знакомые, они должны чувствовать искреннюю теплоту по отношению к ним, исходящую от вас. Важнейший, базовый навык для оратора и переговорщика – умение относиться к своей аудитории с неподдельной, искренней теплотой. Для «подключения» искренности в ваших деловых и бытовых взаимоотношениях с коммуникативными партнерами (настоящей, а не поддельной), существуют определенные актерские техники, позволяющие настроиться на нужный эмоциональный фон общения.
  8. Приспособление.
    Психологическое приспособление предполагает хорошо развитое «чувство партнера». С каждым человеком нужно общаться по-разному, а в случае выступления перед аудиторией, необходимо уметь улавливать ее общее настроение и эмоциональный фон. Обучение ораторскому искусству будет неполным, если педагог не даст возможность ученикам почувствовать на себе силу и эффективность разнообразия психологических приспособлений. Здесь, как это не парадоксально звучит, главное – не думать. Оратор, входя в аудиторию, думает про себя: «ага, аудитория разнообразная, общая атмосфера недоверия присутствует, а вот та девушка, вероятно, будет мне оппонировать, судя по ее взгляду и позе (ведь она сидит в позе закрытия, ноги крест-накрест и отвернута от меня). Следовательно мне нужно дать паузу, улыбнуться и только после этого начинать говорить (желательно дружелюбным тоном)». Ничего кроме неестественности поведения  оратора такой «внутренний монолог» (это, кстати, тоже термин из актерской практики) не даст. Настроение аудитории нужно чувствовать, а не просчитывать. И оратора на настроение аудитории или собеседника должна быть быстрой.
  9. Структура речи.
    Помимо банальной схемы «вступление, середина, финал» существует как минимум десяток эффективных форм ведения диалога и еще большее количество форм построения структуры публичного выступления (то есть, монолога). Обучение ораторскому мастерству предполагает овладение этими формами и умение правильно выбирать форму общения в конкретной ситуации.
  10. Увлеченность и эмоциональность.
    Здесь добавить нечего, так как увлеченность предметом выступления или темой разговора – это и есть самое главное, что помогает оратору «победить» публику или собеседника. Если вы искренне убеждены в пользе вашего товара или услуги, вы, волей-неволей, становитесь убедительным для вашего коммуникативного партнера. То же самое в случае с публичным выступлением. Искренняя любовь к предмету, о котором вы рассказываете, рождает ответную эмоциональную волну у слушателей. Но как научиться искренне увлекаться, разве это возможно? Возможно. Актеры играют свои спектакли годами, и каждый раз они должны искренне проживать свои роли, как в первый раз. Для того, чтобы мочь это делать существуют специальные упражнения и приемы актерской техники.
  11. Сознание и подсознание = творчество.
    Когда вы научитесь увлекаться, включатся творческие механизмы вашего подсознания. В актерской науке есть такой принцип «от сознательного к подсознательному». Считается, что сознание – слабый творец, так как оно нагружено штампами и пониманием того, «как надо». Тогда как освобожденное подсознание дает выступлению или общению ту необходимую свежесть, которая, в результате, и покоряет вашего собеседника или аудиторию. Проще говоря, это то самое «вдохновение», когда вас, то что называется, «ведет». Собственно создание нужных условий для проявления вдохновения и есть главная цель применения актерских технологий.

По сути, актерские технологии пронизывают такие сферы человеческой жизни как ораторское искусство, поведение человека в социуме, межличностное общение. Умение управлять собой – очень важное умение. Обучение ораторскому искусству косвенным образом происходит, если вы обучаетесь актерскому мастерству (за исключением небольших корректировочных отличий) и наоборот.