иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Чувство партнера

Что такое чувство партнера в актерской практике? Актерские технологии предполагают, что если человек выходит на сценическую площадку, то он должен уметь чувствовать умонастроение партнера по сцене, как бы «обостренно» воспринимать невербальные сигналы, исходящие от него.

Поскольку в классической актерской русской школе (упрощенно будем ее называть «школой переживания») ценится умение выстроить достоверный психологический рисунок роли, выражающийся и в «подтекстах», которые он вкладывает в слова, и в его «сквозном действии», и в том, какие невидимые глазу психологические подробности процесса переживания актер проводит через сложную структуру своей роли на театральных подмостках в целом, и во «втором плане роли», то естественной необходимостью для него становится умение внимательно и обостренно чувствовать то, что происходит с сценическим партнером на площадке.

Такое пристальное внимание и концентрация на действиях и поведении партнера дает возможность исполнителю роли забыть, что он на сцене, суметь выстроить независимую от публики внутреннюю и внешнюю жизнь роли, не уходить в сторону от сценической достоверности и правды.

Тот же процесс должен происходить у оратора и чтеца. Нужно понимать, что в случае, когда мастер художественного слова, как их называли раньше, или, попросту говоря – чтец, выступает перед публикой, то его партнером является зал, люди, которые пришли на концерт. Для качественного и захватывающего эстрадного «чтецкого» выступления тоже необходимо уметь «чувствовать» партнера, в данном случае – зал.

В актерских школах есть масса упражнении, позволяющих развивать навык чувства партнера у студентов. Одним из ярких примеров может послужить такое упражнение: два участника садятся спиной друг к другу, так, чтобы «чувствовать» спинами расстояние между собой.

Один из участников очень ярко пытается представить любую цифру в диапазоне от одного до десяти. Другой должен угадать, сконцентрировавшись на своем партнере, цифру, которую тот загадал. В «хороших» случаях удается угадать до 8-9 цифр из 10. Выглядит несколько загадочно, но практика, тем не менее, доказывает, что «чувство партнера» — довольно реальная штука.

Для оратора необходимо уметь «чувствовать зал». Его навык подключения к аудитории, понимание настроения людей, верное толкование их невербального поведения (на чувственном, а не логическом уровне) дает ему очень многое.