иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Оратор и толпа

Каким должно быть идеальное выступление оратора перед экстремально-большой аудиторией? Для начала определим, что мы подразумеваем под термином «экстремально-большая аудитория». Сколько это? Пятьсот человек, семьсот или тысяча? Или, может быть, несколько тысяч? На самом деле ответить на этот вопрос однозначно очень сложно. Бывает так, что аудитория кажется большой, а на деле в ней умещается всего сотня человек. Другой же зал кажется камерным, а в нем умещается восемьсот человек. Здесь скорее важно определять не размерность, а какие-то иные качества аудитории и зрителей.

Есть залы, располагающие к теплому, «интимному» общению, а есть «аудитории-площади», создающие у выступающего человека ощущение, что перед ним не публика, а толпа. Это зависит от многих составляющих: акустики, видимости, взаиморасположения мест зрителей и, конечно, от характеристик самой публики. Акценты стОит поставить несколько иначе: не столь важно, какова вместимость зала (площади, аудитории), как важно публика перед оратором или толпа. Именно про тип выступлений «перед толпой» мы и поговорим в этой статье.

Зачем мы различаем два этих типа зрителя? Чем более интимная обстановка в зале (что возможно только в том случае, если перед оратором публика), тем сложнее и многообразнее может быть выступление оратора. Выбор выразительных средств в данном случае значительно шире, чем в выступлении перед толпой, однако сила воздействия на первый взгляд примитивных инструментов выступления может быть многократно усилена за счет энергетики самой толпы.

«Язык разговора» с  толпой не может быть сложным. И главное, выступающий должен обращаться не к разуму зрителя (что, впрочем, во многом верно и для камерных аудиторий), а к воображению и «внутреннему глазу» его. Восприятие и умонастроение толпы всегда примитивнее восприятия и умонастроения каждого отдельно взятого человека, составляющего ее. Яркие зрительные, чувственные образы – вот что лучше всего он воспринимает.

Нельзя забывать и об инерции, присущей ей. То есть говорить нужно с бОльшими паузами, чем перед публикой. Нужно давать время толпе воспринять чувственно-зрительные образы, которые вы им представляете. Помните! Логика не способна увлечь толпу. Доказательства в разговоре с толпой не уместны. Логика применима только в интимной обстановке разговора с публикой и то в малых дозах.

Есть и еще одна особенность у толпы — легкое восприятие ею невероятных утверждений и идей. Именно поэтому мотивационные мероприятия лучше всего проводить в крупных залах. Вспомните, где чаще всего проводят свои собрания всевозможные секты? В кинозалах, концертных залах и т. д. В таком пространстве индивидуальность размывается и энергетика толпы на время «поглощает» ее. В сознании людей в такой ситуации легче всплывают идеалистические, архаические, а часто и мистические эмоциональные переживания.

Именно в понимании принципов «поглощения» индивидуальности энергетикой толпы и кроется мастерство великих ораторов прошлого и известных спикеров современности. Где чаще всего выступали диктаторы всех времен? В крупных залах, на площадях и т.д. В местах, несоразмерных человеческому глазу, убивающих в нем индивидуальность и дающих дорогу энергетике толпы.

Но вообще говоря, хороший оратор стремится к тому, чтобы настроение толпы трансформировалось в настроение камерного зала. Уметь создать интимную, если можно сказать, «гуманистическую» обстановку в зале – высшее мастерство оратора.