иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Ораторские курсы

Фидель Кастро, Ораторские курсы

  1. Древние традиции ораторского искусства

  2. Актерские методики в ораторском искусстве

  3. Воссоединение актерского и ораторского искусства

  4. Кому нужны ораторские курсы?

Курсы ораторского искусства и коммуникативные тренинги проекта Актёрские технологии – это путь участника к естественному пониманию механизмов воздействия на слушателя. Как известно, ораторское искусство берет свое начало в Древней Греции. Специфика публичного выступления тех времен заключалась в том, что оратору необходимо было выступать перед огромной аудиторией: ведь истоки ораторского искусства нужно искать в судебной речи.

Надо сказать, что суд в Древней Элладе был достаточно специфическим действом. В нем не было прокурора и адвоката (они появятся лишь в судебной практике Древнего Рима), и ответчик защищал себя сам перед огромным числом присяжных (в древних Афинах число присяжных доходило до 500 человек, а общее их число могло доходить до 6000 человек).

Результатом специфики древнегреческих судов была неизбежная их театрализация.

Это был идеальный театр с сегодняшней точки зрения. Выступающий должен был изменить свою судьбу через убеждение словом, воздействуя на присяжных в максимально возможной степени. Вот где был настоящий драматизм и истинное зрелище с точки зрения сегодняшнего зрителя. Поскольку влиять на такое количество присяжных логически (только с помощью диалектики) было невозможно, то ответчик и истец (который тоже предъявлял свои претензии самостоятельно перед лицом суда) по очереди пытались разжалобить их.

Нормальной практикой было приводить детей на суд и в их окружении пытаться вызвать сочувствие у присяжных. Если это был бедный ремесленник, то он приносил доказательства своего нищенского существования, приходил в лохмотьях и, то что называется, «напирал» на свою бедность. Если это был воин, то он показывал рубцы и шрамы от вражеских копий. Все ответчики и все истцы вынуждены были применять свои актерские и ораторские способности в процессе защиты или обвинения в максимально возможной для себя мере.

В период Эллинизма ораторское искусство фактически стало театральным действом по современным меркам, на ораторов приходили смотреть как на актеров, а мастерство публичного выступления было возведено на уровень подлинного искусства.

Традиция эмоционального выражения своих мыслей на публике нашла свое естественное продолжение в судебной практике общественной жизни Древнего Рима (особенно это касается Республиканского периода). Появилось множество школ, в том числе и государственных, воспитывающих будущих ораторов. 

Частная практика предлагала гражданам Рима, выражаясь современным языком, «записываться на ораторские курсы». 

В школах риторики и ораторского мастерства обучение было престижным, а профессиональные ораторы, будучи, как правило, адвокатами, часто делали успешную политическую карьеру. И уж совершенно невозможно было представить политика времен расцвета греческой демократии и Республиканского периода Древнего Рима, не обладающих навыками публичного выступления.

Сегодняшние реалии диктуют необходимость обладания навыками и знаниями в области риторики (и ораторские курсы здесь, конечно, необходимы) всем людям, в той или иной степени вынужденным выступать перед слушателями или тем, чьи профессиональные обязанности связаны с межличностными коммуникациями.

Ораторские курсы востребованы, и это естественно. Однако, в условиях СССР необходимость применения ораторских навыков была значительно ниже. В первую очередь, из-за отсутствия полноценного рынка — только рыночные отношения, когда у покупателя есть выбор, а производитель или продавец вынуждены убеждать его купить услугу или товар, формируют запрос на развитие обучения в данной области межличностных коммуникаций.

В следствие слабого развития данной области обучения в Советском Союзе, профессиональный рынок ораторских курсов еще не сложился полностью. К счастью, в России традиционно сильная театральная школа (хотя, конечно, в последнее время уровень преподавания в театральных ВУЗах существенно снизился), и актерские техники могут существенно помочь в этом сложном деле.

Они обращаются не к разуму, а к чувствам!

 

Когда мы говорим, что в презентации или другом виде публичного выступления необходима эмоциональная составляющая, в подтверждение данного тезиса мы имеем весь мировой опыт в данной области в диапазоне от ораторского искусства Древней Греции до сегодняшних дней. Если мы посмотрим на то, как выступают лучшие ораторы современности (политики, бизнесмены, адвокаты, телеведущие и т.д.), то, при всех различиях социального статуса, пола и возраста, заметим одну объединяющую их выступления особенность: они обращаются не к разуму, а к чувствам.И это естественно.

Когда ораторские курсы предлагают нам научиться исключительно тому, чтобы более или менее грамотно составлять текстовые периоды, знать логическую структуру текста и пару приемов по преодолению излишнего волнения, то в таких занятиях теряется главное, зачем спикер появляется перед аудиторией. Хороший оратор выходит к аудитории исключительно для того, чтобы влиять на ее поведение посредством ее чувственного восприятия информации.

А изучением эмоционального воздействия на слушателя (зрителя) много тысячелетий занимается театр.

И тут мы опять вернемся к Элладе, где актеры, философы, политики и ораторы часто совмещали все эти виды деятельности. С нашей точки зрения это является абсолютно логичным: все эти «профессии» глубоко родственны между собой.

Ораторские курсы проекта составляют симбиоз из классических риторических инструментов и инструментов из области актерского мастерства.

Продолжая мысль о связи времен, мы можем проследить изменения, которые произошли в области актерского творчества и ораторского искусства с древности до наших дней. Если в Древней Греции актеры были почитаемыми обществом людьми, видными общественными деятелями и политиками (так же, как и ораторы), то, начиная со времен Древнего Рима и до конца девятнадцатого века, судьбы этих двух родственных искусств разошлись.

В Риме актеры, в следствие «упразднения» культа Диониса, служителями которого они являлись в Греции, были сведены на один социальный уровень с гладиаторами и циркачами, а католическая Европа преследовала актеров за их представления вплоть до эпохи Просвещения. Аналогичным преследованиям подвергались актеры и скоморохи на Руси. К ораторскому искусству судьба оказалась более благосклонна.

Поскольку европейская культура, по сути, является наследницей Рима, то и ораторское искусство прижилось в ней в полной мере. Особенно сильным его влияние стало на деятельность католических проповедников, значение которых в жизни средневековой Европы сложно переоценить. В эпоху Возрождения к использованию навыков ораторского искусства в религиозных целях добавилось их использование в сугубо светских целях.

Началу воссоединения ораторского и актерского искусств положила Россия.

В 1898 году К. С. Алексеев (Станиславский) и Вл. Ив. Немирович-Данченко в московском ресторане «Славянский базар» в течение суток обсуждали проект будущего Московского Художественного Театра (МХТ), который и был учрежден в том же 1898 году. Появление этого театра ознаменовало новую эпоху в актерском творчестве.

С начала двадцатого века и до сегодняшнего дня, лучшие представители актерской профессии – это люди, профессионально и научно подходящие к вопросам эмоционального воздействия на зрителя. За сто лет изучения природы межличностной коммуникации, вербального и невербального воздействия на аудиторию накопилось огромное количество теоретического материала, оставленного великими актерами, режиссерами и педагогами театра двадцатого века. 

Естественно, люди, желающие улучшить свои возможности в области ораторского мастерства стали брать уроки у театральных педагогов и посещать ораторские курсы, включающие в себя театральные методики. 

На сегодняшний день большинство публичных людей (особенно на Западе) берут уроки ораторского мастерства и искусства публичного существования именно у театральных и кино-специалистов. Если говорить о связи времен, то мы увидим, что сегодня политики и общественные деятели, телеведущие и музыканты, бизнесмены и известные писатели, словно в Древней Греции одновременно являются и ораторами и актерами.

В современном мире, пронизанном информационными технологиями, буквально базирующемся на межличностных коммуникациях, сложно представить человека, род деятельности которого подразумевает публичность, не использовавшего бы (осознанно или нет) актерские технологии. Именно этим можно объяснить тот факт, что в кино снимается все большее количество людей, не являющихся профессиональными актерами.

На самом деле мы являемся свидетелями замечательного исторического явления. Воссоединение двух родственных искусств, в течение веков существовавших отдельно друг от друга и развивавшихся параллельно, можно наблюдать воочию в нашей с вами повседневной жизни.

Вот перед нами адвокат. Он произносит свою речь, и вдруг мы замечаем, что он не просто излагает сухие факты, а взывает к нашему сердцу, к нашим эмоциям. Он адвокат или актер?

А вот актер вдруг поворачивается к зрительному залу лицом и начинает общение с залом на социально-политические темы – такова пьеса. Он актер или он политик?

А вот политик, одно появление которого на трибуне вызывает овации публики. Он поднимает руку, и публика замолкает. Он политик или поп-звезда?
Ораторские курсы нашего проекта призваны обучить участников пользоваться актерскими методиками в процессе публичных выступлений. Мы утверждаем, что любой, выходящий перед публикой человек – уже актер. И если уловить эту древнюю, сопоставимую с возрастом европейской цивилизации, связь, то можно существенным образом расширить свои коммуникативные возможности.