иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Ораторское искусство Плевако

Мы знаем, что судебное красноречие зародилось в Древней Греции, и театральность, которая до сегодняшнего дня органична данному виду публичности, тоже берет начало в судах присяжных древних греческих полисов.

Театральность древних судов была продиктована тем, что каждый из обвиняемых должен был лично (без помощи адвоката), пользуясь всеми возможными средствами, буквально «выпросить» у присяжных оправдательный приговор. Древнегреческий суд не имел адвокатов и прокуроров (в роли обвинителя выступал потерпевший), зато имел целую армию присяжных, зачастую председательствующую одновременно.

Актерское мастерство обвиняемого, давление на сострадание его несчастьям, представление в качестве аргумента в споре плачущих родственников, часто спасало преступников от справедливого возмездия. Если говорить актерским языком, это были своего рода судебные театрализованные представления. Если же говорить о современных адвокатах  и прокурорах – это (с точки зрения актерских технологий) мастера художественного слова.

В качестве примера можно привести знаменитого русского адвоката Федора Николаевича Плевако. Его речи являлись замечательной смесью актерского мастерства и литературных достоинств.

Для публичных выступлений Плевако была характерна образность речи, парадоксальность приспособлений («приспособление»  — термин из актерского искусства), наглядность сравнений и примеров, понимание психологии восприятия публики.

Актеры и чтецы прекрасно знают, как сложно добиться живого отклика зрительного зала. Чтецы и мастера художественного слова, так же, как адвокаты и прокуроры, обращаются непосредственно к своей аудитории. Адвокаты и прокуроры действуют по законам художественного слова, работая со своей аудиторией, так, как это делает хороший чтец, вне зависимости от того, являются ли их аудиторией присяжные или только судья.

Чуть выше мы уже упоминали о таком понятии в актерском творчестве, как приспособление. Давайте попробуем разобраться, что это такое. Приспособление подразумевает, что выступающий меняет манеру поведения, в зависимости от того, кто перед ним сидит, от обстоятельств и от задач, которые он перед собой ставит.

Если перед адвокатом многоопытный судья, то и вербальная  и невербальная сторона его выступления будет подчинена данному обстоятельству и будет отличаться от тех случаев, когда он выступает перед присяжными заседателями. Мало того, зная состав присяжных, хороший адвокат корректирует манеру своей речи.

Все эти тонкости хорошо видны на примерах описанных выступлений Федора Плевако, который в течение своей судебной практики интуитивно (или осознанно – достоверно мы этого не знаем) использовал актерские технологии в своей работе.