иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Ораторское искусство,тренинги риторики — несколько советов

 

Фредерик Марч, Ораторское искусство,тренинги риторики

 

Для многих людей даже представить себя стоящими перед аудиторией и произносящими публичную речь уже само по себе является стрессом. Но при этом, среди них немало специалистов, чья профессиональная деятельность напрямую или косвенно связана с умением выступать перед публикой.

Многим из них будет полезным изучить актерские технологии публичных выступлений на курсах нашего проекта. Наша задача – научить участников тренинга получать удовольствие от процесса выступления, в данной же статье мы разберем некоторые типичные проблемы, сопутствующие начинающему оратору и дадим несколько практических советов.

 

  1. Что такое публичное выступление?
    Публичное выступление, в первую очередь, предполагает у спикера навык общения с значительной по количеству группой людей. Естественно, что любую речь необходимо готовить заранее (однако не стоит ее заучивать). Выступление может быть перед знакомыми людьми, например, на семейном торжестве или на работе, или же перед группой незнакомых лиц. В отличие от презентации у нас остается не так уж и много возможностей для взаимодействия между аудиторией и спикером — спикер говорит, а зритель (во всяком случае, на это есть надежда) слушает. Вот и все. Никаких слайдов, за которыми можно «спрятаться», никаких помощников. Только вы и аудитория. Выступления бывают нескольких родов, каждое из них имеет свою задачу. Например, к ним относятся следующие задачи: убедить слушателей (скажем, когда мы пытаемся убедить аудиторию проголосовать за какое -либо решение), информативная задача (например, когда мы желаем предупредить аудиторию о негативных последствиях выбранного стиля работы на общем собрании), развлекательные задачи (например, речь шафера на свадьбе) или праздничная задача (например, объявление победителя премии). Часто бывает, что речь не имеет более одной из вышеперечисленных целей. И уж точно, одна цель всегда превалирует над другой.
    Большинство людей, в какой-то момент жизни вынуждены столкнуться с необходимостью проявить себя в условиях публичного выступления.
  2. Идеи генерации наполнения выступления (раздел ораторское искусство, тренинги риторики)
    Многие тренеры считают обозначение идеи выступления, ее «сверхзадачи» самым сложным для понимания участниками моментом тренинга. Четкое обозначение коммуникативной цели — необходимый этап для успеха публичного выступления. Часто бывает полезно, чтобы участники начали с совместного планирования своих речей. Когда они коллективно придумывают коммуникативные задачи, то это благотворно действует на взаимное расширение возможностей в данной области. Создание общего листа идей пробных выступлений может идти в режиме «мозгового штурма». В процессе тренинга часто используют данный «лист идей» для проведения спонтанных упражнений. Работая с листом идей и разрабатывая наполнение выступления, нужно помнить, что любая речь делится на «куски». В самых незамысловатых формах это, как минимум – вступление, развитие (основная часть) и завершение. В более сложных формах (и менее привычных) – это одно- двух- трехчастные формы, а так же циклические формы композиции речи. Однако вернемся к простой, классической форме. Вариантов начала речи может быть очень много. Это может быть простое представление «Добрый день, меня зовут так-то, сегодня я вам расскажу о том-то»,  либо короткое отступление и отвлеченный рассказ в комическом ключе (для привлечения аудитории на свою сторону) или случай из своей личной жизни, который настроит аудиторию на доверительный лад.
  3. Язык тела  (раздел актерское мастерство, пластические тренинги)
    Существует масса мнений о том, сколько процентов восприятия нас как успешных ораторов транслируется зрителю через наши тело и движения. Большинство теоретических трудов в данной области сходятся на цифре в 60%, что, согласитесь, является значительной частью, составляющей наши возможности в области аудиторного воздействия, так что некоторая работа над нашей пластикой нам не повредит. Следующее упражнение очень хорошо выявляет пластические проблемы потенциальных спикеров. Тренер ораторских курсов просит всех встать и резко замереть, «заморозиться». После этого он просит всех остаться на месте и оглядеться вокруг, при этом запомнить, кто как стоит. Затем он выводит кого-нибудь из участников перед аудиторией и попросите выступить с небольшой речью (например, на какую-нибудь тему из «листа идей»). Данное упражнение позволяет воочию убедиться в разнице пластического поведения перед аудиторией и вне условий публичного выступления. Втянутые головы, сутулые плечи, неустойчивая позиция и т.д. Очевидно, такая пластика тела не транслирует аудитории ни уверенности ни силы и открытости.
  4. Жесты (раздел ораторское искусство, тренинги физического расслабления)
    Единственный верный способ научиться правильной жестикуляции – это приобрести мышечную свободу и увлекать свое воображение. Освобожденное тело все сделает за вас. Вам не нужно будет думать, куда девать руки, как поставить ноги, куда повернуть голову. Как и в спорте, исходная точка – мышечное расслабление и мышечный тонус.
  5. Зрительный контакт (раздел актерского мастерства, тренинги публичного существования)
    Очень важно «не терять партнера». В идеале – чувствовать его. Зрительный контакт, безусловно – один из способов удерживать внимание аудитории, но далеко не единственный. Безусловно, находясь перед лицом огромного зала, невозможно общаться с каждым из слушателей. Но особое чувства контакта с массой людей – это то, без чего невозможен полноценный акт публичного выступления.
  6. Паузы и логические ударения (раздел ораторское искусство, тренинги риторики)
    Управление логикой речи и паузами – это еще одно средство, помогающее спикеру держать аудиторию в напряжении от самого начала своего выступления до самого его конца. Для начала нужно научиться выделять главные смысловые слова в предложении. Они словно небольшие вершины возвышаются над остальным текстом речи. Среди этих главных слов есть самое главное (обычно это не слово, а целая фраза) и его (ее) всегда нужно ставить в наиболее важном с эмоциональной точки зрения месте вашего выступления. Обычно это бывает третья четверть текста. Помимо этого, существует вторая составляющая – это паузы, которые призваны усиливать смысл сказанного. Паузы делятся на логические, смысловые и психологические. Психологическая пауза – самый ценный вид этого мощнейшего рода оружия оратора. Именно в ней происходят те необходимые изменения в настроении слушателей, которые нужны для того, чтобы выступление стало успешным.
  7. Недоверие к аудитории (раздел актерское мастерство, тренинги публичного существования)
    Данная проблема «лечится» в групповом занятии следующим образом: перед человеком, который стесняется выступать перед аудиторией, сажают другого человека. Первого просят начать рассказывать свой текст ему одному. После того, как волнение уйдет (возможно, что его не будет вовсе), к первому слушателю подсаживают еще одного слушателя. Волнение через некоторое время уйдет снова, и тогда можно подсадить третьего, четвертого и т.д. до десяти – четырнадцати слушателей (это необходимое количество, которое воспринимается человеком как полноценная группа). Таким образом, постепенно приучая участника тренинга к публичности, постепенно решится проблема аудиторного страха. При этом не нужно забывать о верном (диафрагмальном) дыхании, которое действует успокаивающе на психику любого человека.
  8. Слишком быстро! (раздел ораторское искусство, тренинги риторики)
    Не говорите слишком быстро. Помните, что скорость, с которой воспринимает зал вашу речь, медленнее, чем та, которую вы ощущаете  в процессе публичного выступления. Приучите себя к размеренности и плавности, проговаривайте слова не слишком быстро – пусть медленная скорость станет для вас отправной точкой вашей речи.
  9. Недостатки физического существования на площадке (раздел актерское мастерство, пластические тренинги)
    Попробуйте снять себя на камеру. Камера обладает свойством преувеличивать недостатки. Отлично! Тем заметнее будут проблемы, которые необходимо исправить. Деревянная пластика? Однообразная жестикуляция? Все это поможет исправить анализ и работа, которую можно провести после просмотра своих выступлений на экране. Только нужно помнить одно – не слушайте свой голос, выключите его при просмотре. Пусть человек на экране станет для вас другим человеком, о которого вы сможете объективно судить. Помните, что камера, как и зеркало, может навредить вам. Однако если пользоваться ей с умом, то она может стать лучшим помощником для того, чтобы научиться технике публичных выступлений.
  10. Скучные речи! (раздел ораторское искусство, тренинги риторики)
    Важно думать о том, что хочет услышать ваша аудитория. Учитывайте, что не всегда то, что интересно вам, будет интересно вашим слушателям. Если вам необходимо донести до них информацию, которая заведомо будет им скучна, дайте себе труд определить те «островки интереса», которые позволят вам держать внимание аудитории в течение всего вашего выступления. Перебегая от одного такого «островка» до другого, вы сможете управлять групповой динамикой даже на самых скучных текстах.
  11. Стиль  (раздел актерское мастерство, тренинг публичного существования)
    Стиль выступлений появляется не сразу. Ваш индивидуальный стиль выработается со временем и с опытом. А базироваться индивидуальный стиль должен на свободе и уверенности, которые вы приобретете, выполняя последовательно необходимые упражнения и проводя тщательный анализ своих выступлений.
  12. Плагиат материала (раздел ораторское искусство, тренинги риторики)
    Большая проблема, часто встречающаяся среди спикеров. Если даже и нет прямого плагиата, то зачастую речи спикеров на одну тематику выглядят так, будто их писал один и тот же человек, к тому же обладающий крайне скудным словарным запасом. Не заучивайте речь. Дайте себе возможность быть свободным в импровизации. Ваша свобода даст вам индивидуальность, а индивидуальность в худшем случае использует личные «штампы», но редко – общепринятые, что, несомненно, значительно лучше.