иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Ораторское искусство Владимира Ленина

 

Мы бы хотели в данной статье разобрать выступление Владимира Ленина с точки зрения актерских технологий. Известно, что Ленин был очень ярким оратором, его выступления запоминались и побуждали к действию, он умел разговаривать на одном языке с толпой.

Итак, что же делало его речи уникальными?

Хотелось бы сразу определить, что речь пойдет об особенностях общения Ленина с таким типом аудитории, как толпа. Он очень хорошо чувствовал тип аудитории и умел менять «приспособления» в зависимости от того, перед кем он выступал.

Если просмотреть ролик, то мы увидим, что есть несколько качеств, которые отличают его как оратора.

  1. Активность. Его выступление энергично, а если говорить на языке актерских технологий, то  — активно. Он активен в своем стремлении убедить толпу в том, что он говорит, он активно побуждает к действию.
  2. Увлеченность и заразительность. Он увлечен тем, что он говорит. Он уверен в своей правоте, и эта уверенность не может не заражать людей, которые его слушают.
  3. Он общается, а не выступает. Обратите внимание на пластику Ленина. Он обращается к народу с балкона тогдашнего здания Моссовета (нынешняя мэрия), перегибаясь через перила. Он обращается  к тем людям (конкретно), кто стоит перед ним на площади, и это заставляет слушать его внимательно. Кроме того, он все время работает в режиме «отдал-принял», то есть после каждого текстового периода старается воспринять невербальную «обратную связь».
  4. Его речь лаконична. Он использует короткие фразы, понимая, что перед ним толпа, а не публика или собеседники. Толпа может воспринимать только яркие, лаконичные образы, заключенные в короткие, четко сформулированные фразы.
  5. Конкретность. Его речь конкретна, но – самое главное – его интонации конкретны. Это – результат того, что он четко представляет себе то, о чем говорит. Когда он говорит об Англии, Франции и Америки, он представляет себе конкретный образ, и этот образ передается «внутреннему взору» людей.
  6. Отсутствие пафоса. Именно пафос – одна из больших ошибок в выступлениях многих политиков. Пафос противоположен психологическому действию, на котором построено любое публичное выступление.

Пленка, как правило, убивает обаяние выступления, то есть энергетику. Поэтому любая речь, особенно столь давняя, как эта, не вызывает у зрителя тех эмоций, которые она вызывала у современников. Нужно понимать, что публичное выступление – искусство, в какой-то степени, концептуальное, то есть очень сильно зависящее от контекста. Однако сами элементы ораторского мастерства остаются неизменными.