иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Ораторское мастерство

Че, Ораторское мастерство

Подлинное мастерство в ораторском искусстве  — вещь редкая. К сожалению, сегодня редко встретишь человека, способного в одиночку, без всякого рода «подпорок» (вроде слайдов с диаграммами, презентационных фильмов и флип-чарта), опираясь исключительно на свои навыки в области публичных выступлений, удерживать внимание зрителя в течение хотя бы одного часа. Истинное ораторское мастерство в том и заключается, чтобы человек, выйдя перед аудиторией из пятидесяти, ста или многих тысяч людей, сумел удерживать их внимание, заставлять их, затаив дыхание, ждать каждого слова спикера, следить за каждым его жестом.

В каких областях сегодня используются навыки ораторского мастерства? В первую очередь, это, конечно, бизнес. Бизнес кровно связан с ораторским мастерством.

Огромное количество презентаций, одновременно происходящих во всем мире и посвященных самым разным тематикам, требуют от всех выступающих только одного: суметь увлечь зрителя, заставить его проникнуться идеями выступления. Так ли уж хорошо это делают современные спикеры? Безусловно, часть из них интуитивно, либо, имея за плечами серьезный опыт публичных выступлений и даже, возможно, обучения в данной области, умеют держать внимание аудитории. Однако, большая их часть, к сожалению, часто не добивается своих целей в силу того, что им просто-напросто не хватает ораторского мастерства.Сократ, философ и оратор

Традиция искусства публичных выступлений восходит к Древней Греции. Именно там были основаны первые школы риторики, а ораторское искусство было таким же почетным делом, как военное дело, изучение наук, искусства, участия в политике. Сократ, чьи речи (через Платона и Древний Рим) дошли до наших дней оказал колоссальное влияние на философов Европейской цивилизации. А ведь он был оратором в первую очередь.

Свои знаменитые «беседы» он проводил на улицах древних Афин, собирая толпы соотечественников, которые останавливались только затем, чтобы послушать, что он говорит. Осуждение на смерть Сократа случилось только потому, что он не стал следовать традициям греческого суда, на котором, если вы хотели бы оправдаться, то должны бы были привести всех своих родственников и с мольбами и стенаниями взывать к жалости присяжных.

Это была одна из общепринятых форм в древнегреческом суде, и нежелание Сократа подчиниться такой традиции стало одной из нескольких причин, побудившей присяжных вынести свой суровый приговор философу.

Великий ученик Сократа и Платона Демосфен – один из ярких примеров того, насколько значимым явлением было ораторское мастерство в Древней Греции.

Оттачивая свое ораторское мастерство, он должен был преодолеть множество личных недостатков, как в области техники речи, так и в части риторики. Однако мотивация его была столь сильна, что он покорил вершины ораторского искусства, открыв, таким образом, себе путь в политику.

Другой гражданин древних Афин, Перикл, выдающийся политический деятель, один из столпов Афинской демократии, снискал себе славу и имя (Перикл переводится, как «славный», «окруженный славой») в судах, выступая в них с речами.

Естественно, ораторское мастерство с того времени развивалось параллельно театральному искусству, часто пересекаясь с ним. Еще бы! Ведь по форме выступления ораторов и актеров были так похожи. Даже суды, в которых часто выступали профессиональные ораторы, и которые являются причиной и исходной точкой возникновения классической школы ораторского искусства, были похожи в те времена на театр. Да и сегодня, глядя на какого-нибудь прославленного адвоката, не можешь избавиться от мысли, что он, на самом деле, в первую очередь актер, а затем уже юрист.

Ораторское мастерство приходит с годами в процессе публичных выступлений и тренинга.

Обучение этому искусству подразумевает работу в нескольких направлениях. Что же это за направления? Давайте разберемся. Итак, основных зон, требующих изучения и практической отработки шесть.

Законы композиции.

Любое публичное действие, будь то исполнение музыки, спектакль или публичное выступление, должны иметь четкую структуру и форму. И если в музыке (особенно классической) и в спектакле такую форму задает автор, то в искусстве публичных выступлений ответственность за форму или бесформенность речи несет оратор.

Любое выступление начинается с подготовки текста. Даже, если у вас нет времени и нужен мгновенный экспромт, обладая навыками в области структурирования и организации формы выступления, вы интуитивно будете стремиться (даже импровизируя) к воспроизведению одной из знакомых вам композиционных форм. И чем их больше будет в вашем багаже, тем точнее вы сможете подобрать нужную форму к нужному содержанию. 

Лучшим учителем в области формирования структуры выступления является музыка. Музыка имеет в своем арсенале широчайший спектр форм (от простейшей куплетно-песенной до симфонических форм). Эти формы возможно и нужно использовать при подготовке текстов для выступления.

В правильно выбранной структуре уже заключена необходимая динамика, акцентуация и соответствие формы и содержания (к примеру, для серьезного выступления, вы вряд ли выберете простейшую двух-частную форму, а для веселой истории – сложную десятичастную).

При этом текст учить не нужно, нужно знать основные «маяки» или смысловые точки, через которые вы должны пройти.

Произнесение выученного до запятой текста – удел профессионалов и ораторское мастерство, скорее не предполагает заучивания текстов. Для человека  не слишком опытного в ораторском деле, это сослужит плохую службу.

Физическая свобода.

Наш организм – это соединение физического и психического начал. Мы не можем расслабить нашу психику (а это — необходимое условие любого творчества), если наш физический аппарат зажат. Дополнительные трудности заключаются еще и в том, что привычные зажимы на то и привычные, чтобы постоянно возвращаться.

Поэтому борьба с ними должна быть постоянной и систематической. Физический зажим убивает психологическую свободу, ломает импровизационное самочувствие, дает путь аудиторному страху. Для того, чтобы научиться расслабляться, необходимо наработать определенного рода безусловные рефлексы. Естественно, для этого нужно делать определенного рода упражнения.

Развитые коммуникативные навыки.

Вам приходило в голову, что публичное выступление – это разновидность межличностного общения? Представьте себе, что перед вами один человек. Вы ему что-то рассказываете. Например, интересную историю. Как мы охарактеризуем для себя данный вид коммуникации? Общение. В данном случае, мы рассказываем нашему виз-а-ви историю, то есть, мы общаемся с ним.

Оцениваем его реакцию, нам интересно, понял ли он смысл рассказанного, интересно ли ему и т.д. А теперь увеличим количество наших собеседников до двух. Что-нибудь изменилось? Да нет. То же общение, только трех людей. А если перед нами будет пятеро? То же самое. Так где же проходит грань между общением и выступлением?

Правильный ответ – такой грани нет, так как публичное выступление и есть общение, даже если перед вами сидит многотысячная аудитория. Однако знать этого недостаточно, ведь как только неподготовленный оратор выходит к своей аудитории, у него тут же срабатывают древние инстинкты, которые подсказывают ему, что противопоставление себя толпе, «стае» (а именно так воспринимает наше подсознание любую публичность) чревато неприятностями физического характера. Сегодня такой опасности уже не существует, однако, инстинкты до сих пор с нами.

Чтобы побороть их нужно изучать природу общения и, как бы заново, учиться органично и естественно существовать в неестественных и неорганичных большинству людей обстоятельствах. Во многом ораторское мастерство состоит и в этом.

Логика речи.

Если законы композиции определяют структуру выступления, то логика речи определяет структуру построения и произнесения фраз и малых текстовых периодов. Какими инструментами обязан уметь пользоваться оратор в данной области? Ораторское мастерство выступающего проявляется в мелочах: логические и психологические паузы позволяют воспринимать текст легко, не напрягая излишне внимания, а интонация подчинена логике текста и опять-таки служит для облегчения восприятия текста выступления.

Дыхание, голос и дикция.

Без полноценного, свободного и правильного дыхания ваш голос никогда не будет работать на все сто процентов. Для того, чтобы начать использовать все возможности вашего голосового аппарата, необходимо научиться правильно дышать. Правильно дышать – это значит подключать к процессу дыхания диафрагму, то есть задействовать в процессе дыхания весь объем легких, а не только верхушечную часть, как это бывает обычно.

Богатый, тембрально-объемный голос  — это один из важнейший невербальных инструментов, владение которым позволяет воздействовать не только на сознание, но и на подсознание слушателей. Ораторское мастерство невозможно представить без владения голосом.

На необходимости обладания четкой дикцией отдельно останавливаться нет смысла, так как ее значение в деле публичных выступлений достаточно очевидно. Добавим лишь, что дикция, как и голос, действует на подсознание слушателя и может как существенно испортить общее впечатление, так и, напротив, усилить его. К сожалению, технической стороной вопроса, в которую входит голос, дикция и дыхание, многие интересуются мало, а зря.

Часто для того, чтобы в короткие сроки «подтянуть» общее впечатление от публичных выступлений спикера, необходимо только поработать над его дикцией и голосом.

Импровизация.

Импровизация в ораторском искусстве – статья особая. Мы разделяем импровизацию словесную и импровизацию сценическую. Хороший оратор совмещает эти два навыка. То есть, он имеет быструю, спонтанную речевую реакцию и, одновременно, он быстро меняет коммуникативные пристройки, степень воздействия на аудиторию, эмоциональный фон выступления и т.д., что уже имеет непосредственное отношение к сценической импровизации.

Если начинающий оратор хочет преуспеть в области приобретения ораторского мастерства, ему необходимо вести планомерную и целеустремленную работу во всех выше описанных зонах.