иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Основы актерского творчества

Как обыватель представляет себе актерское творчество? Вот выходит на сцену человек, начинает что-то громко говорить, в ответ ему что-то отвечает другой человек, они кривляются, комикуют, трагически закатывают глаза или наоборот что-то бормочут себе под нос («как в жизни»), и все это безобразие почему-то называется «театральной постановкой».

К сожалению, таких «постановок» в Москве (да и в мире) очень много. Естественно, что зритель не может сопереживать актерам, ведущим себя столь неестественно, а ведь сопереживание происходящему на сцене — основной инструмент театрального творчества.

К сожалению, зритель обычно даже и не подозревает, что такие «постановки» имеют весьма отдаленное отношение к подлинному актерскому творчеству. И уж тем более не догадывается, что для него самого могут быть полезны курсы актерского мастерства и актерские методики весьма эффективны при использовании их в повседневной жизни.

Происходит это по самым разным причинам, но на одной из них мы заострим наше внимание: актеры, окончив институт и попав в «профессиональный театр», со временем забывают основы актерского мастерства. Вот о них-то, об этих основах и пойдет речь в этой статье.
Прежде чем начать говорить на сцене, действовать и думать, человек должен освоить целый ряд сложных упражнений.

  1. Первая проблема, с которой сталкивается будущий актер, заключается в неестественности для человека пребывания на публике. Нужно буквально заново учиться ходить, говорить, лежать, думать и т.д. Вспомните свои ощущения от публичного выступления (если таковые случались у вас в жизни). Могли ли вы совершенно спокойно отвлечься от того, что на вас смотрят сотни глаз? Ведь эта огромная толпа чего-то ждет от вас. Разве можно оставаться спокойным и, более того, думать о чем-то своем в такой ситуации? Вдруг оказывается, что те движения, тот голос, тот порядок мыслей, который вам был естественен в вашей повседневной жизни, не может проявиться в этих чудовищных, противоестественных условиях. Для того чтобы преодолеть трудности пребывания на сцене, в актерских школах практикуются всеразличные упражнения, направленные на отработку так называемого «навыка публичного одиночества». «Публичное одиночество» — это самочувствие человека, при котором он не помнит или почти не помнит, что находится перед зрительным залом, и это позволяет ему вести себя естественным для себя образом. Между актером и залом возникает (в воображении актера) так называемая «четвертая стена», изолирующая его от публики.
  2.  Следующим этапом освоения основ актерского мастерства будущими актерами становится «добавление» к навыку публичного одиночества так называемых предлагаемых обстоятельств. Если, существуя в рамках упражнения на публичное одиночество, ученик не должен делать ничего, кроме как стараться сконцентрировать свое внимание на простой и предельно конкретной задаче — например, находясь на площадке перед группой, углубиться в чтение книги настолько, чтобы забыть о существовании зрителей — то, добавляя предлагаемые обстоятельства, мы к вниманию подключаем воображение. Например, к тому же чтению книги добавляется вымышленное предлагаемое обстоятельство «на одной из страниц зашифровано место нахождения старинного клада». Задача ученика начать действовать (в данном случае это выразится в степени внимательности в чтении) так, будто это правда. В основы актерского мастерства входит этот необходимый навык – «присвоение» предлагаемых обстоятельств. Такого рода упражнения называются этюдами «я в предлагаемых обстоятельствах».
  3.  Органически возникает потребность укрепления внимания (этюды на публичное одиночество, как правило, обнажают у учеников проблемы с концентрацией) и развитие воображения (чтобы «присвоить» предлагаемые обстоятельства, ученику необходимо обладать развитым воображением). И внимание, и воображение имеют резервы для развития, но, естественно, у разных людей разный потенциал. Особенно это касается воображения, которое достаточно трудно развить у человека, не имеющего к этому предрасположенности.
  4. Освобождение мышц. Необходимый процесс, входящий в основы актерского мастерства. Если человек «зажат» физически, то духовная жизнь с трудом находит себе дорогу через внешние выразители. Мало того, «зажатые» мышцы могут  совсем блокировать способность ученика к творчеству. Наше тело и наша эмоциональная жизнь едины. Движения тела и движение мысли нужно рассматривать как две стороны одного и того же процесса – действия. Есть внутреннее (психологическое) действие, а есть внешнее (физическое) действие. Эти два процесса так переплетены между собой, что, зажимая физическое действие, мы не можем не ухудшать нашу способность к внутреннему действию. Именно поэтому освобождение психо-физического аппарата также относится к основам актерского мастерства.

Эти четыре пункта – только самое начало становления профессионального артиста. Это те «азы», без которых невозможно полноценное освоение роли.