иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Освобождение голоса на курсах актерского мастерства

Для актера голос — один из главных инструментов воздействия на публику. А для нас голос это инструмент достижения наших коммуникативных задач. От того, как он звучит, зависит восприятие нас  коммуникативными партнерами. И курсы актерского мастерства часто включают в себя технику речи. Самый приятный для человека тембр голоса это тот, который обогащен обертонами, возникшими при работе так называемых грудных и головных резонаторов. Но прежде чем разобраться с тем, как нам нужно звучать, необходимо понять, как устроен наш дыхательный аппарат.

К сожалению, большинство из нас не очень хорошо представляет природу возникновения такого явления как человеческий голос. Итак, как он устроен? Понятно, что звук – это вибрации материи, создающие звуковые волны, которые, передаваясь по воздуху, воздействуют на наши барабанные перепонки. Слуховой нерв воспринимает вибрацию перепонки и передает импульс в соответствующий отдел мозга.

То есть, объективно, никакого звука не существует. Существует море различных вибраций, возникающих от ветра или удара одного предмета о другой или, как в случае с нашим голосом, под напором воздушной струи. Так называемые связки (связочные складки), расположенные над трахеей, вибрируют под напором воздуха, идущим из наших легких, и передают воздуху колебания, которые, в свою очередь, заставляют вибрировать наши барабанные перепонки.

Но вибрации, которые возникают от «трепета» наших связок, не достаточно сильны и разнообразны, если не обогащать их дополнительными вибрациями, происходящими в результате отражения звуковой волны от твердых, способных к отражению звука поверхностей. На курсах актерского мастерства и техники речи от учеников стараются добиться способности к управлению своими резонаторами, чтобы через этот навык улучшить коммуникативные возможности (читать статью«Актерское мастерство продаж»).

Вспомните любой музыкальный инструмент. Например, орган. Что он из себя представляет? Набор металлических (то есть, способных к вибрации) труб с прорезями, при попадании на грани которых воздушная струя, движимая по этим трубам механическими мехами или электромотором, начинает вибрировать и заставляет вибрировать трубу — одну из лучших форм для увеличения объема звучания.

Еще бы, представьте, сколько раз нужно отразиться от стенок звуковой волне, прежде чем она выйдет из нее. На наше счастье, в организме человека тоже есть своего рода «трубы». Это трахеи, бронхи, ротовая полость, носовые полости и др. Попадая в них, звук, многократно отразившись и усилившись, обогащенный и наполненный обертонами, выходит наружу. Это в идеале. В реальности часто так случатся, что мы

  1. Перекрываем наши воздушные пути
  2. Гасим звуковую волну в мягких тканях нашего речевого аппарата
  3. Не посылаем звуковую волну в резонаторы вовсе

Для того, чтобы кратно усилить и обогатить свой голос, необходимо освободить от излишнего мышечного напряжения дыхательный аппарат, а с помощью упражнений придать мягким тканям необходимую жесткость, чтобы они не гасили звук, а, напротив, усиливали его.
На качественных ораторских курсах и курсах актерского мастерства обязательно должна рассматривается проблема плохого управления голосовым аппаратом участниками тренинга. Мы считаем, что голосу (как и дикции) нужно уделять серьезнейшее внимание, если мы хотим улучшить свои коммуникативные возможности.