иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

 Подготовка публичного выступления для начинающих

(перевод с английского)

Грегори Пек, Подготовка публичного выступления для начинающих

  1. Подготовить текст к публичному выступлению не так-то легко. Данная цель вполне может стать серьезной проблемой для спикера, и реальная задача заключается в составлении этих текстов таким образом, чтобы речь действительно могла привлечь интерес аудитории. Вспомните, как хорошим ораторам и докладчикам удается захватить внимание слушателей. Конечно, в первую очередь, вы заметите, что их рассказы направлены не на себя а на слушателя. Выступление бывает забавным или информативным, торжественным или вдохновляющим, но оно обращено к вам и захватывает ваше внимание. Вы «плывете по течению мысли» в берегах «русла», заданного рассказчиком. Лучше всего захватывает внимание и держит его в напряжении в течение выступления ситуация, когда ведущий говорит о вещах, относящихся непосредственно к слушателю. Так что, выступая перед аудиторией, помните, что текст должен содержать внутренний посыл «вы, вы, вы», а не  «я, я, я».
  2. Успешный рассказчик привлекает аудиторию, рассказывая истории, вызывающие внутренний отзыв вроде: «Ну ничего себе, это случалось со мной тоже!» и «Да, я видел подобные случаи!». Непроизвольно у аудитории возникают чувства симпатии и сочувствия рассказываемому, потому что по какой-то причине, они могут идентифицировать свою историю с тем, что вы рассказываете. Вы можете рассказать историю о себе, но в их сознании это должна быть история о них, ведь все интересуются, в первую очередь, собой, не так ли? Подготовка публичного выступления, а главное — привычка к этому поможет вам в процессе отбора текста. И еще одно — общайтесь со своей аудиторией, как с хорошими добрыми знакомыми (читать статью «Тренинг общения»).
  3. Еще один секрет контакта с вашей аудиторией в честности. Честность может быть смешной или может быть печальной, но она всегда имеет отношение к человеческой жизни. На каком-то этапе нашей жизни мы все испытывали нечто, что заставляло нас смеяться или плакать, или вызывало желание спрятаться, исчезнуть или убежать. Так что нужно не только говорить про вашу аудиторию, а нужно еще говорить с ней честно.
  4. Когда вы готовите рассказ, связывайте его с вашей целевой аудиторией. Если, например, вы выступаете перед бизнес-аудиторией, расскажите, как достичь успеха в предпринимательстве, вспомните и расскажите историю из личной жизни (непременно успешную), в которой вы боролись, но благодаря решительности и настойчивости вам удалось вывести свой бизнес на новый уровень и пройти через все испытания относительно невредимым. Однако необходимо быть конкретным и предельно четко сформулировать для вашего слушателя, что же это такое, что помогло вам пройти через трудные времена? Одно дело сказать своей аудитории «нужно верить в успех», но поставьте себя на их место и прислушайтесь к этому совету. Это пустые слова, если вы не расскажете и не продемонстрируете, как вы это делали, «верили в успех» предметно. Как можно «быть оптимистом» и использовать этот совет изо дня в день? Как вы это делаете? Ловите ли себя на каждой негативной мысли и твердите себе: «не думай, не думай» и заставляете себя думать в правильном направлении? Если вы приуныли, что вы делаете в первую очередь? Идете в спортзал? Вы смотрите смешной фильм, чтобы облегчить ваше настроение? Читаете или вспоминаете о людях, у которых дела обстоят еще хуже вашего? Читаете биографии великих людей, чтобы приободриться? Вспомните все свои эмоции и переживания, чтобы ваша аудитория также испытала их и рассказанная история относиться и к ним также. В этом случае тоже поможет грамотная подготовка публичного выступления.
  5. Задайтесь целью объяснить свои чувства, которые вы испытывали в ваши «трудные времена», чтобы слушатели могли идентифицировать себя с вами, и как только аудитория встанет на вашу сторону, то вы можете начать учить их, в каком направлении продолжать идти им, когда на пути много трудностей, потому что тогда они будут знать, что вы были в их шкуре, и если вам удалось преодолеть все трудности, то возможно, они тоже смогут преодолеть свои препятствия, если послушают ваших советов. Но при этом, не превращайте ваш разговор в прославление себя, проповеди аудитории о том, какой вы умный. Существует много «гуру», которые хвастаются перед своей аудиторией тем, насколько успешными и состоятельными они стали благодаря своим усилиям (несмотря на сложную экономику, ряд банкротств и т.д.), но эта информация зачастую не только принималась аудиторией с известной долей иронии, но и бывает обычно совершенно бесполезна для них. Они не приходят слушать о том, какой вы умный или богатый и успешный. Они пришли услышать от вас о тех проблемах, которые их волнуют и узнать новые способы управления своими проблемами. Конечно, на каком-то этапе для налаживания атмосферы доверительности неплохо упомянуть о своих достижениях, но говорить об этом нужно  таким образом, чтобы это не выглядело хвастовством. Не хвастать, а показать свою скромность. Вы предлагаете им надежду, а не излагаете свои жизненные принципы и взгляды на мироздание. Запомните — вы не проповедник. Вы не на собеседовании, где необходимо преподнести себя и «продать» свой труд насколько можно дороже и вы не на презентации, где продаете результаты работы своей компании. Может быть, слушатели действительно получат пользу, если купят продукцию вашей компании или наймут вас в качестве специалиста, но секрет в том, чтобы позволить им прийти к этому осознанию самостоятельно и сделать это осознание легким для них. Они сами найдут вашу продукцию или свяжутся с вами. Вы должны говорить о серьезных вопросах, которые беспокоят конкретных людей – ведь люди хотели узнать ответы на свои вопросы еще тогда, когда они только записались на встречу с вами. Вы собираетесь отправить их домой с теми же вопросами, с которыми они пришли, без ответа? Сделает ли это вас незабываемым спикером в их глазах? Подготовка публичного выступления поможет вам и в этом случае.
  6. Еще одна хитрость заключается в том, чтобы поделиться своей мудростью, но в развлекательной манере. Если вы умеете развлечь свою аудиторию, вы сможете удерживать их пристальное внимание. Мы не предлагаем вам воплотить все ваши выступления в комедийном ключе, потому что всему есть свое место и свое время, но мы предлагаем чередовать ваши серьезные истории с некоторыми юмористическими текстами. Так буде лучше, поверьте. Чередуйте серьез и веселые истории. Жизнь ведь тоже такая, в ней все намешано. Это нормально, чтобы найти юмор в серьезной ситуации, если он не обидит или оскорбит вашу аудиторию. Чтобы шутка никого не задела, это должно быть сделано со вкусом. Не нужно обсмеивать что-либо, не сообразуясь с настроением аудитории и ее составом.
  7. Большой разговор, как книга, имеет начало, середину и конец. Вы должны начать, захватив внимание публики с самого начала, заставить их отождествлять себя с вами и хотеть узнать больше. В таком случае динамика большого текста вступит в свои права. Независимо от того, насколько более успешными и богатыми вы можете быть, чем ваша аудитория, вы должны хотеть, чтобы они думали, что вы один из них, а не какой-то надменный пузырь, который пришел проповедовать им Истину. Вот где вам нужно установить контакт с аудиторией. Как вы хотите, чтобы ваша аудитория реагировала на конец вашей речи? Плакала? Смеялась? Задумалась? Стала мотивированной на действие и работу? В конце вашего выступления нужно сделать акт мощного воздействия на них – коду. Но, однако, все должно быть максимально естественно, аудитория не должна видеть, что вы хотите добиться от нее определенной реакции – в этом и заключается искусство спикера. Все должно произойти естественным путем. Это та кода, которую они будут пересказывать своим знакомым и близким. Эта та кода, которую они будут считать самой мощной из слышанных. Это та кода, которая будет вызывать необходимую вам реакцию. В ней вы должны позволить себе быть уязвимым, чтобы напомнить им, что вы один из них и дать им почувствовать связь с вами и вашей главной идеей. Ищите направления для своего совершенствования и практикуйтесь, потому что только практика делает вашу речь совершенной. И, конечно, не забывайте, что главное для успеха речи — это грамотная и ответственная подготовка публичного выступления.