иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Тренинг ораторского мастерства с применением актерских технологий имеет ряд значительных преимуществ перед традиционными тренингами ораторского мастерства

 Тренинг ораторского мастерства

Мы разберем в этой статье одно из преимуществ подхода к обучению ораторскому мастерству с применением актерских технологий. Для этого необходимо сравнить два взгляда на некоторые проблемы обучения. Ниже приведен пример (в вольной художественной обработке) диалога между тренером и аудиторией на классическом, традиционном тренинге ораторского мастерства. Речь в диалоге пойдет о трех каналах восприятия информации (что доподлинно нам известно из науки Психология) и о чувстве партнера (аудитории).

 

Тренер. Знаете ли вы, что у нас три канала восприятия? визуальный,  аудиальный  и кинестетический.

Слушатель тренинга ораторского мастерства(про себя). Боже мой… Вот те на… Чего это такое? Кино… чего?

Тренер (настаивает). Есть среди нас визуалы, аудиалы и кинестеты. Кто такие визуалы? Это те люди, которые лучше воспринимают образы. Что мы должны делать, чтобы воздействовать на визуалов? Мы должны насыщать свою речь образами. Люди, являющиеся визуалами, часто произносят фразы по типу: «я вижу это так», или «посмотрим», или «я не вижу перспективы», «представьте себе».

Слушатель тренинга ораторского мастерства (про себя). Ясно! Я  — визуал. Я тоже часто говорю так. Какой хороший тренинг ораторского мастерства, как все подробно и внятно мне объяснил этот замечательный тренер, теперь я точно знаю, что я – визуал. Слава богу.

Тренер (энергично продолжает наступление). Кто такие аудиалы? Это люди, которые воспринимают информацию через аудиальный канал. Они больше воспринимаю обращение к слуху. Такие призывы как «послушайте», «я говорю вам», «услышьте меня» присущи аудиалам.

Слушатель тренинга ораторского мастерства (про себя). Так-с. Я так тоже говорю. Видно, я не визуал, а аудиал. Или все-таки визуал? Или аудиал? Непонятно…

Тренер (вдохновлено). Но есть еще и кинестеты! Они лучше воспринимают, когда обращаются к их чувствам. «Я ощущаю», «я чувствую это так», «я взволнован происходящим» — вот их лексика.

Слушатель тренинга ораторского мастерства (в ужасе). Господи, это же тоже я! Я тоже так говорю иногда. Так кто я?

Тренер (убежденно). Если мы хотим, чтобы наше выступление было эффективно, мы должны уметь обращаться ко всем трем этим группам. Для этого нам нужно вплетать в свою речь обороты как для аудиалов и визуалов, так и для кинестетов. Кто желает попробовать? Ну вот вы, например. Попробуйте, не бойтесь (вытягивает зажатого и испуганного слушателя на площадку). Расскажите нам что-нибудь, не забывая работать на все три канала восприятия. Например, как начинается ваш день.

Слушатель (запинаясь, тихо). Ну, обычно… Я встаю утром (вспоминает, что нужно чего-нибудь дать визуалам). Ранним зимним утром… Если это зима. Или жарким летним, если лето. И еду на работу. Я завожу машину. Мою небольшую, блестящую машину. И еду. (Вспоминает, что нужно заинтересовать и аудиалов). В машине я слушаю радио, слушаю новости, слушаю музыку (вспоминает, что и кинестетам нужно что-то сказать). Когда я слушаю музыку, я чувствую прилив бодрости и сил, я ощущаю, что готов работать хоть до ночи.

Тренер. Замечательно! Вы верно уловили суть того, что я сказал! (обращаясь к аудитории) не правда ли, выступление было интересным?

Аудитория (неуверенно). Ну… да… вроде… мы ощущали, да. И слушали. А также видели образы. Да. Хорошее выступление. Правда мы чуть не заснули, но выступление, безусловно, было хорошее.

Тренер (торжественно). Видите, как важны все три канала восприятия. То, что вы чуть не заснули – не важно. В аудитории много народа и потому душновато: мало кислорода, вот и спать хочется. На наших тренингах ораторского мастерства всегда душновато и всегда поэтому хочется немножко спать. Даже мне. А выступление было очень хорошее. Все каналы задействованы.

 

С точки зрения актерских технологий, на тренингах ораторского мастерства не нужно рассказывать подобные вещи. Это лишь отвлекает ученика от главного – умения чувствовать свою аудиторию. Если оратор чувствует свою аудиторию, он мгновенно меняет приспособление, не задумываясь о том, на какой канал восприятия он в данный момент воздействует. Если бы актеры на сцене думали про каналы воздействия на сцене, тысячная толпа зрителей не сидела бы в течение нескольких часов, внимательно наблюдая за тем, что происходит на сцене. Главное, чему нужно научиться оратору – это быть живым и естественным, увлеченным темой и чувствовать свою аудиторию, понимать, какой тип аудитории перед ним.

 

Вывод: действительно, тренинг ораторского мастерства с применением актерских технологий имеет ряд значительных преимуществ перед традиционными тренингами ораторского мастерства. Как говорится, quod erat demonstrandum, что означает по латыни «что и требовалось доказать».