иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Проблемы актерского образования в России

Актерское образование в России на сегодняшний день, к сожалению, идет в русле общих тенденций сферы образования в России, то есть деградирует. Почему театральные ВУЗы на сегодня уже не являются по качеству образования такими же, как были еще 20-25 лет назад?

Произошла простая вещь. При том, что старая модель общежития развалилась, система образования не реформирована кардинальным образом до сих пор. По сути, большинство сегодняшних театральных ВУЗов работают по тем же схемам, что и 25 лет назад, с одним отличием: количество бюджетных мест минимально, количество коммерческих мест на курсе велико.

Все худшее, что можно было взять от советской системы образования – взято. Это и кумовство, блат как при поступлении, так и среди педагогического состава, к примеру, при назначении художественными руководителями курсов, неповоротливость и отсталость от мировых тенденций и проч.. Все это соединилось с худшим, что мог дать рынок — непомерные цены на образование, торговля именем ВУЗа (которое создавалось в течение нескольких десятилетий выдающимися деятелями культуры) и т.д.

Если при Советском Союзе театральный ВУЗ действительно мог быть своего рода социальным лифтом для провинциальных талантов, то сегодняшняя ситуация предполагает, что изучать основы актерского мастерства и другие предметы в театральных ВУЗах могут, в основном, состоятельные абитуриенты. Бюджетных же мест не хватает, да и нет полной уверенности, что все они достаются талантам, а не родственникам и знакомым, а так же просто протеже мелких коррупционеров среди педагогического состава.

Еще одним важным фактором деградации актерского образования в России стал развал кино. Причем, если в 90-е годы развал был связан, в первую очередь, с нищетой, то сегодняшнее кино загнивает от отсутствия реальной конкуренции на всех уровнях производства картин – от кастинга актеров до раздачи отечественных кино-премий.

В случае с образованием есть только один путь для улучшения качества обучения: создание полноценной конкурентной среды среди курсов актерского мастерства и актерских школ по тому примеру, который мы видим в США. Причем театральные ВУЗы с именем (ГИТИС, Школа-студия при МХТ, Щукинское и Щепкинское театральные училища) должны на равных конкурировать с частными театральными школами. Но, конечно, в ближайшее время это невозможно, так как на качественное образование нужен спрос, который могут создать только качественные кино и театр, появление которых в сегодняшних условиях весьма сомнительно.