иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Психология общения и актерское творчество

Сэнди Деннис, Психология общения и актерское творчество

1.         Психология общения между людьми изучается актерским ремеслом

Психология межличностного взаимодействия – это предмет изучения в актерских школах русской школы актерской игры. Почему именно русской школы? Потому что, как еще в начале 20-го века определил наш великий соотечественник К. С. Станиславский, в мире существует два типа актерской игры: так называемая «школа представления» и «школа переживания». Так исторически сложилось, что русская классическая школа – это «школа переживания», а венцом ее стал психологический театр.

Не удивительно, что в театральных ВУЗах будущих актеров учат понимать природу взаимоотношений между людьми, учат понимать те или иные психологические причины, побудившие персонажа совершить тот или иной поступок. Хороший актер – всегда хороший психолог. Он умеет очень тонко ощущать, что происходит с окружающими его людьми и в зависимости от этого строить свои взаимоотношения с тем или иным человеком.

Психология общения еще и потому является предметом пристального внимания актерских школ, что большая часть произведений, предназначенных для сцены, построена на диалогах. А диалог – это общение.

2.         Актер умеет изменять привычное течение своей психологической жизни и общаться от лица изображаемого им персонажа

Хороший актер умеет перестроить свою психологическую жизнь под «нужды» пьесы, таким образом, чтобы его внутренняя жизнь была максимально похожа на внутреннюю жизнь изображаемого им лица. «Вжившись» в психологию персонажа, можно существовать вне сцены, как бы являясь иным лицом. То есть все реакции персонажа становятся настолько понятны ему, что он может строить общение, быт и свою повседневную жизнь от лица персонажа, понимая и выполняя то, что делал бы персонаж в той или иной ситуации.

В данном случае психология персонажа сливается с психологией актера, и он как бы получает возможность говорить, жить и общаться от лица персонажа.

3.         Перевоплощение – конечный продукт изменения психологии

Естественно, что конечной точкой в сложном пути работы над ролью актера является психофизическое перевоплощение. Перевоплощение – это результат долгой работы, таланта, а главное верной внутренней работы, и само это состояние можно характеризовать как полное «присвоение» (слияние) характера, физического поведения и прочих характеристик персонажа с актером. Чем более достоверным получается результат работы, тем ценнее этот результат.

4.         Изучение основ общения – основа русской актерской школы

Психология общения – это предмет изучения актерского творчества. Законы межличностного общения описаны в первый раз достаточно полно в знаменитой книге К. С. Станиславского «Работа актера над собой» (глава «Общение»). Вся глава посвящена технологиям общения, его различным проявлениям. Общение бывает одиночным и коллективным, между двумя партнерами и даже молча. Нужно понимать, что психология общения во всех этих случаях одна и та же, ведь это процесс отдачи и получения информации, но, как не странно, в первую очередь это – невербальная информация, а не слова. Слова – это лишь верхний слой в коммуникации, который накладывается на истинное, внутреннее взаимодействие между человеком и коммуникативным партнером (подробнее в статье тренинг общения нашего проекта).

5.         Методика обучения

Естественно, что психологии общения в актерских школах учат для того, чтобы будущие актеры могли на сцене воспроизводить его в максимально правдивом виде. Для этого существует масса упражнений. Студенты делают этюды на общение, готовят отрывки из классических произведений и выступают с ними перед аудиторией, играют отрывки из пьес классических авторов. Все это формирует в них навык верного и подлинного общения.

6.         Адаптированные актерские технологии

Для нас с вами не нужно делать этюды и играть отрывки. Дело в том, что на то, чтобы научиться общаться, как это делают в профессиональных ВУЗах, пришлось бы потратить не менее двух лет. Поэтому для наших «ежедневных» нужд нужно учиться по адаптированным методикам, основанным на актерских технологиях. Ведь нам важно понять природу общения, научиться управлять коммуникативными процессами, а затем на практике, в жизни и в бизнесе постепенно освоить новые для себя навыки.