иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Радислав Гандапас — структура презентации. Анализ  с точки зрения актерских технологий видео-урока Радислава Гандапаса.

Радислав Гандапас. Композиция презентации.
В этой статье хотелось бы разобрать структуру выступления с точки зрения актерских технологий. Мы предлагаем ознакомиться с видео из известной серии видео-уроков Радислава Гандапаса, в котором он рассказывает о композиции в презентации (это будет «классическая» точка зрения на построение выступления), а затем попробуем прокомментировать, но уже с актерской точки зрения, те аспекты, которые сам автор выявляет как ключевые в своем видео-уроке.

 

Схема выступления.

Итак, в начале ролика Радислав Гандапас говорит о классической трехчастной форме построения композиции выступления. Публичные речи наиболее часто соответствуют указанному сценарию, но у нас есть возможность взглянуть на задачу формирования «скелета» презентации немного под другим углом. С точки зрения актерских технологий, построение текстовых периодов (а именно с этой позиции нужно рассматривать схему выступления) берет начало в драматургии, литературе и в музыке. И даже больше. И для литературы и для драматургии классическая музыка является источником и примером композиции, и такое положение дел не случайно.

Дело в том, что музыкальный язык, язык лишенный вербальной составляющей, вынужден доносить эмоциональную информацию исключительно невербальными, аудиальными средствами. Имея такие жесткие ограничения, не удивительно, что именно в музыке появилось максимальное количество различных форм композиции. В данной статье мы ограничимся упоминанием о том, что, помимо трехчастной формы, которую предлагает использовать Радислав Гандапас в своем видео-уроке (что совершенно справедливо для данного формата), с успехом можно использовать двухчастную и четырехчастную формы.

Двухчастная форма более всего подходит для коротких, лаконичных выступлений, построение ее почти всегда происходит по музыкальному принципу «аргумент-контраргумент». Возьмем, к примеру, тост. Если мы хотим его произнести, используя при построении композиии две части, то сделать это можно следующим образом: в первой половине мы дадим «аргумент», тему, которая позволит нам задать контрастный «фон» для второй части: «На свете существует множество людей, разочарованных жизнью, не очень добрых, часто совершающих неблаговидные поступки. И каждый из нас встречал в своей жизни таких людей, потому что такие люди, к сожалению, не редкость». А во второй части мы сделаем контраргумент, то есть дадим противоположную заявленной в первой части, тему: «Сегодня же я хочу выпить за редкого человека. За человека, с которым я знаком много лет, и которого невозможно заподозрить не то, что в неблаговидном поступке, а даже в банальной  бестактности. Ты — действительно редкий человек. За тебя!» Такая форма придает речи динамику, краткость и выпуклость.

О трехчастной форме мы писать не будем, про нее очень подробно рассказал в обучающем ролике сам Радислав Гандапас, но про четырехчастную имеет смысл упомянуть.

Четырехчастная форма подразумевает, что кульминация в выступлении выделяется в отдельную сегмент. Кульминация приходится на третью часть, максимально подробно проработана с эмоциональной и смысловой точек зрения. Зачем же отдельно выделять кульминацию? Дело в том, что в четырехчастной форме вторая часть всегда имеет спокойный, доверительный характер, она заметно контрастирует и по эмоциональности и по ритму с кульминацией. Первая же часть зачастую активная, энергичная. Цель первой части не установление контакта с аудиторией (это происходит само собой), а переведение аудитории в повышенно-эмоциональное состояние.

Примеры подобного построения речей часто характерны для религиозных проповедников, такую форму можно увидеть и на внутрикорпоративных мотивационных мероприятиях.

Контакт с аудиторией.

Вернемся к тому, о чем в своем ролике говорит Радислав Гандапас, а именно о моменте «вхождения в контакт» с аудиторией. С точки зрения актерских технологий, установление эмоционального контакта с аудиторией и поддержание его на протяжении всего выступления – это достижение той особой атмосферы энергетического взаимодействия, которое часто ощущается на хороших спектаклях или концертах. Творчество (а выступление перед публикой – всегда творчество) возможно исключительно в условиях установленного психо-эмоционального  контакта. Устанавливать контакт можно самыми различными способами, и любой хороший оратор отличается в этом сегменте от других ораторов, в этом проявляется его индивидуальность. То, что Гандапас называет «вхождением в контакт», в актерском творчестве называется «захватить зал». Что это значит? Мы должны уметь:

  1. Завладевать вниманием аудитории
  2. Увлекать ее внимание за собой Причем в актерском творчестве нужно уметь это делать исключительно невербальными методами, слова уже написаны и отходить от текста автора нельзя.

Эмоциональный фон выступления. Отдельно стоит поговорить об эмоциональном фоне, который вскользь упоминает в ролике Гандапас. Актерское творчество предполагает, что выходящий на площадку человек должен уметь управлять эмоциональным состоянием публики.

Как уже упоминалось выше, невербальные технологии, использующиеся в области актерского творчества, при освоении ими дают очень большое поле свободы их применения, в том числе и в деле управления эмоциями аудитории. 

Чтобы уметь управлять эмоциональным состоянием публики, нужно уметь управлять своим собственным эмоциональным состоянием. Вспомним: главная сила театра – это феномен «заразительности». Человек на сцене смеется, и мы в зале смеемся вместе с ним. Фокус состоит в том, чтобы эмоции были искренними, настоящими. Эмоции – это самый короткий путь к душам слушателей.

В уроке Родислава Гандапаса предлагается заниматься установлением эмоционального контакта с публикой во вступительной части выступления. И это верно, так как, чем раньше эмоциональный контакт будет установлен, тем проще будет поддерживать эмоциональный фон, а так же менять его по ходу выступления.

Радислав Гандапас упоминает в своем уроке о комплиментах, приеме «я ехал сюда» и приеме молчания. Если говорить на языке актерских технологий, то он говорит о так называемых «приспособлениях». «Приспособление» — это элемент  актерской психотехники, который, расшифровав, можно назвать «тактикой поведения человека в процессе достижения коммуникативной задачи по отношению к партнеру или аудитории».

Считается, что, чем ярче и индивидуальней приспособление, тем лучше актер (оратор, чтец и т.д.). В первую очередь, конечно, речь идет о невербальной стороне коммуникаций, и сам Гандапас несколько раз демонстрирует нам именно невербальные приспособления, которые он использует по отношению к аудитории. Представим себе, что мы выступаем перед публикой. Естественно, что у нас есть по отношению к ней коммуникативная задача. Например, нам необходимо расположить к себе публику.

При этом мы понимаем (а вернее сказать, чувствуем), что публика находится в чуть взведенном, нервозном настроении. Если мы достаточно тренированы и умеем использовать актерские технологии в ораторском искусстве, то мы подсознательно начнем искать приспособления, которые бы нам помогли добиться ее расположения. Это может быть удачная шутка, может быть комплимент, как правильно замечает Родислав Гандапас, а могут быть и невербальные сигналы: голос, доброжелательность и искренность интонаций, верный ритм, управление психологической атмосферой и т.д. Самым верным, конечно, будет вариант, при котором все эти факторы будут соединяться.

Отдельное значение (и справедливо) придает Радислав Гандапас кульминации, которое, как мы выяснили выше, всегда (за редким исключением) приходится на третью четверть выступления. С точки зрения актерских технологий то, что демонстрирует Гандапас совершенно верно, так как он подходит к кульминации с позиции эмоциональности. Кульминационный момент – это, в первую очередь, эмоциональный пик всего выступления.

Аудитория должна быть в момент кульминации в предельной точке своего внимания и соучастия. Для того, чтобы уметь выводить выступление на кульминацию, нужно приучиться к тому, что называется в актерской практике «чувством партнера» или «чувством зала». Это ощущение можно вообразить следующим образом: аудитория и вы – это космический грузовик и технический модуль, присоединенный в невесомости к грузовику. Вы – модуль, от вас зависит, куда полетит грузовик. Однако все движения грузовика чуть замедленны по отношению к вашим, идут с небольшим опозданием, так как он обладает большой массой и инерцией. Приблизительно так можно описать «чувство зала» с точки зрения оратора.

Заключение. Радислав Гандапас говорит о том, что заключение во многом похоже на вступление. С точки зрения актерских технологий, то есть, в первую очередь, с невербальной позиции, заключение, или финал, может быть окрашен самыми разнообразными коммуникативными задачами, которые вытекают из множества факторов: из того, как в целом прошла презентация, как прошла кульминация, на каком уровне взаимодействия вы находитесь с аудиторией.

Подводя итог статье, хотелось бы отметить, что с актерской точки зрения, слова в выступлении не имеют большого значения и веса. Гораздо большее значение имеют подтексты, внутреннее действие, приспособления, эмоциональный настрой, свобода психофизики и т.д. Ошибкой будет надеяться на слова, на то, что правильно подобранные фразы решат исход поединка с аудиторией в вашу пользу. Структура призвана лишь помочь «не утонуть», но главное дело совершают невербальные связи между вами и вашими слушателями.