иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Риторика и театральное искусство

 

В данной статье хотелось бы уточнить, какое место занимают актерские технологии в современной риторике. Но прежде, чем это сделать, стоит напомнить, что такое риторика, как она трактуется учебниками и историей публичного слова сегодня, а так же напомнить, что под собой подразумевает словосочетание «актерские технологии».

Риторика – это лингвистическая наука

Итак, как мы знаем из учебников, риторика – это лингвистическая наука, которая различает шесть основных направлений (такие как ведение спора, оратория и т.д.). Мы не будем подробно останавливаться на этих разделах, так как цель статьи не в этом.

При этом, безусловно, риторика, являясь лингвистической наукой, включает в себя знание о поведении оратора. Риторика как наука изучает невербальную сторону поведения человека в ситуации публичного выступления.

Актерские технологии – это навыки

Актерские технологии – это навыки, приобретаемые будущими актерами в упражнениях. Естественно, что все эти навыки, а так же знания, напрямую связаны с поведением (не в широком, а в невербальном смысле этого слова) человека на площадке.

Сегодня риторика больше фокусируется на текстовой, вербальной составляющей выступления. Происходит это по ряду разнообразных причин, главной из которых является та, что источником знаний является бумага (книги), и передача знаний о словах и структуре речи передать через написанное слово легче, чем знания о невербальной составляющей.

Научиться целесообразному поведению на площадке  по книгам нельзя

Если, читая книгу, научится правильно составлять тексты совершенно реально, то научиться целесообразному поведению на площадке исключительно по книгам не представляется возможным. Для того, чтобы научиться целесообразному поведению на площадке, необходима живая традиция, необходимы наставники и учителя, в достаточной степени квалифицированные.

История риторики насчитывает несколько тысячелетий, но нужно помнить, что она не была непрерывной. Живая связь (от учителя к ученику) «бесперебойно» работала в Древней Греции и Древнем Риме. Наши знания позволяют утверждать, что культура Древней Греции в целом была больше устной (вспомним Сократа, который вел свои беседы на площадях и улицах Афин), чем письменной. Сегодняшняя культура в гораздо большей степени письменная.

То есть, если рассматривать науку об ораторском искусстве, как соединение литературы и искусства публичного поведения, то можно утверждать, что она (наука) несколько искажает пропорции и степень изучения этих двух разделов. По естественным причинам (как указывалось выше, традиция ораторского искусства прерывалась довольно часто, например, в Темные века).

К счастью, углубленно и профессионально изучением публичного поведения (и, что не маловажно, практическим изучением) занимается театр. Это не всегда было так. Дело в том, что мы знаем разные виды театра, и направления театрального искусства.

Однако уже более ста лет ситуация принципиально иная

Можно с точностью утверждать, что до тех пор, пока в театре не утвердились принципы художественного реализма, пока он не ушел от дешевых сценических эффектов к скрупулезному изучению психологии воздействия и психологии человека в целом, претендовать на роль одного из двух источников знания для риторики он не мог. Однако уже более ста лет ситуация принципиально иная. Театры, актерские системы, театральные лаборатории  сосредоточены на практически научном изучении поведения человека и психологии воздействия.

Кроме того, сегодняшний театр по своему функционалу максимально приближен к ораторским школам Древней Греции. Главное, что в нем есть сегодня (и не было двести лет назад) – гражданственность. Часто высказывания со сцены фактически являются личными высказываниями актеров, а реализм (иногда почти натурализм) делает сопереживание зрителями текстов и поведения актеров главным инструментом театра.

Не этого ли так не хватает сегодняшним ораторам в первую очередь?