иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Социальные роли

Роберт Митчем, социальные роли

Социальные роли в социологии и психологии – это понятие, предполагающее разные модели поведения у человека в области межличностных отношений. Разделяют два вида социальных ролей: безличные социальные роли, такие, как: сын, начальник, подчиненный, жена, мужчина, женщина и т.д., и межличностные роли, формирующиеся в сообществах на эмоциональном уровне.

Поскольку в данной статье нас интересует корреляция актерского подхода к решению проблем в области моделей поведения и научного подхода к этой же проблеме, нам необходимо понять, как формируется роль и характер в актерском творчестве.

Роль в творчестве актера подразумевает такое явление, которое на «актерском» языке принято называть перевоплощением. Перевоплощение – это высшее проявление актерского мастерства. Суметь выстроить характер таким образом, чтобы публика поверила тебе, поверила в реальность изображаемого лица, «зажить» образом – уже сложно. Но это не единственная задача, которую необходимо решить актеру на пути к образу. Нужно создать художественно-значимый характер, то есть такой характер, который бы имел художественную, а не только фотографическую ценность.

Это уже задача более сложная, ведь для этого нужно обладать художественным вкусом и чутьем, чувствовать, что может являться предметом искусства, а что нет. И, однако, это тоже еще не все. Создаваемый актером художественный образ должен соответствовать контексту, как авторскому, так и постановки в целом. Ведь можно представить спектакль, в котором актер создает на глазах публики достоверный и художественный образ, однако он совершенно не вписывается в контекст, «выламывается» из него, разрушает ткань спектакля.

Чтобы создать такой образ, нужны способности, труд и удача. Не каждый раз актер может справиться с задачей и выстроить характер в соответствии с этими высокими требованиями. Мало того, не на каждом спектакле удается одинаково удачно воплотить характер в жизнь. Есть «ровные», а есть «неровные» актеры. «Неровные»  — это те, которые не всегда могут подготовить свой психофизический аппарат так, чтобы в равной степени удачно играть на каждом спектакле.

Процесс построения характера сложен, и в разных методиках он начинается с разных процессов. Есть «Метод физических действий» Станиславского, который предполагает нащупывать путь к характеру, выстраивая физическую жизнь персонажа на сцене. Есть «Вахтанговская школа», которая предполагает в большей степени путь к образу от наблюдений и т.д.

В любом случае каждый актер во многом выбирает те технологии, которые способны помочь именно ему. Природа каждого человека уникальна, и если учесть, что актер является не только исполнителем (в музыкальном смысле этого слова), но и инструментом, на котором он сам исполняет материал роли, то становится ясно, что процесс создания полноценного образа – это сложная настройка всего психофизического аппарата актера под нужны артиста-творца.

Объяснив принцип создания роли в актерском творчестве, мы можем перейти к тому, чтобы выявить связь между управлением социальными ролями с точки зрения социологии и актерских технологий. Для того, чтобы управлять социальной ролью, человек, использующий актерские методики, должен сосредоточиться исключительно на фотографической ценности создаваемого образа.

Однако перед этим нужно выбрать ту социальную роль (естественно, межличностную, так как безличную социальную роль нам диктует наш выбор и обстоятельства), которая необходима в данной конкретной ситуации. После правильного выбора межличностной модели поведения, нужно «вжиться» (естественно, по актерским методикам) в данный характер поведения, то, что называется на «актерском» языке, «присвоить» его себе.

Собственно говоря, техники, позволяющие добиться этого эффекта, и являются главным козырем актерской методики в деле изменения привычной модели поведения.