иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Адвокат — всегда актер

Как известно, ораторское искусство берет начало в судебной практике Древней Греции. При этом мы можем утверждать, что актерское искусство той поры имеет столько же точек соприкосновения с современным (европейским) театром, как и ораторское искусство греческих судов. В какой-то мере актерское искусство современности одновременно напоминает и театры тех времен и суды.

Сегодня на спектаклях редко можно увидеть актеров на катурнах, в маске, декламирующих стихи исполняемой пьесы, а так же хор позади него. Все это можно увидеть, если играемый спектакль – стилизация под древнегреческий театр. С другой стороны, если вспомнить, как проходили в Древней Греции суды, мы найдем много общего с современным театром.

Подчас, чтобы оправдаться, ответчик должен был заказать у специального человека специальную речь, которую он, словно современный актер, выучивал наизусть, чтобы «исполнить» ее перед присяжными, количество которых подчас доходило до пятисот человек. То есть, ответчик вынужден был выступать перед полноценной театральной (по сегодняшним меркам) залой.

При всем этом в греческом суде поощрялись эмоциональные выступления, когда ответчик пытался оправдаться,  воздействуя на присяжных эмоционально. Если человек был небогат, то он намеренно выбирал из своего «гардероба» самые грязные лохмотья, чтобы подчеркнуть свою бедность («театр какой-то» — скажем мы, и мы будем правы»), а многодетные отцы приводили в суд жен и детей, чтобы те воплями и рыданиями разжалобили суд присяжных.

Однако схожесть актерского мастерства и судебного ораторского искусства распространяется не только на древний суд, но и на современность. Традиция актерства в судебном ораторском искусстве жива до сих пор, да и, по правде говоря, не может быть изжита до тех пор, пока адвокат имеет возможность выступать публично, так как воздействие на эмоции, а не на логику – это суть любого публичного выступления.

Даже когда кажется, что человек пытается (публично) провести в своей речи чисто логические умозаключения, он все равно использует актерские технологии, чтобы слушающие его люди восприняли «сухую» информацию, как эмоциональную.

Примеров в судебной практике, когда именно актерское мастерство судьи спасало ответчика от наказания неисчислимое множество. Чехов отмечал в публичном поведении одного из лучших русских адвокатов Плевако те же самые качества, которые присущи и хорошим актерам: искренность, эмоциональность, образность мышления, спонтанность реакций.

В истории развития европейского театра и суда были разные периоды, однако заложенная еще в Древней Греции родственность этих двух видов публичности до сих пор остается объединяющей чертой для представителей актерской и адвокатской профессий.