иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Сверхзадача публичного выступления

В актерском творчестве различают два типа сверхзадач:

1. Сверхзадача произведения

2. Сверхзадача роли (функция)

В чтецком творчестве есть только сверхзадача произведения, которую чтец выявляет доступными ему средствами. В ораторском же искусстве можно употреблять такое понятие, как «сверхзадача выступления». Желательно, чтобы она совпадала со сверхзадачей самого автора выступления, что бывает не всегда.

Чтобы разобраться в особенностях всего вышеизложенного, давайте попробуем понять, что значит этот термин с точки зрения актерских технологий. Если брать пьесу или любое произведение, можно заметить, что автор всегда пишет ради чего-то, есть «что-то», что заставило написать его то или иное произведение, какая-то идея, эмоциональный посыл.

Это и есть сверхзадача текста

Причем, как правило, самые значимые произведения авторов имеют сверхзадачу, близкую жизненной сверхзадаче самого автора.  Например, если Достоевского всю жизнь мучили вопросы богоборничества и поиска бога, то и все самые значительные его произведения имеют главным своим мотивом эту тему.

В театре (во всяком случае, в театре русской классической школы) сверхзадача пьесы ставится во главу угла и на раскрытие ее должны (по идее) работать все: от режиссера до механиков сцены. Помимо этого, в пьесе различают сверхзадачу «артисто-роли» (термин Станиславского). Она не обязана совпадать со сверхзадачей пьесы, но должна «работать» на нее, то есть относиться к ней, как функция к целому.

В чтецком искусстве подразумевается, что функции полностью переходят в область выразительных средств чтеца, при этом чтец должен, так же, как и актер, «присвоить» себе сверхзадачу произведения (с той разницей, что актер «присваивает» ее через призму сверхзадачи роли).

 

В ораторском искусстве сверхзадача оратора и автора – одно и то же

 

В ораторском искусстве сверхзадача оратора и автора – это (в идеале) одно и то же, так как оратор и автор – одно лицо. Однако, как упоминалось выше, в реальности далеко не всегда сверхзадача выступления совпадает со сверхзадачей оратора, как симптом – скучное, механическое звучание текста.

Очень часто спикер не умеет выявлять им же самим заложенную сверхзадачу в выступлении. Хотя именно умение «заразиться» ею позволяет проявить те качества, которые ценятся в публичных выступлениях больше всего: увлекательность, энергетика, эмоционально «послевкусие».