иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Театральные курсы

Питер О’Тул, Театральные курсы

Нужно ли обучаться серьезным людям несерьезному делу?

Для большинства из нас курсы актерского мастерства занимают в сознании место где-то между походом в цирк и кружком по вышиванию крестиком. Это форма досуга, развлечение, попытка уйти от серых будней. Множество театральных школ в России предлагают развлекательный вариант обучения, направленный скорее не на усвоение навыков в области актерского творчества, а на увеселение участников.

Между тем, на Западе давно поняли практическую пользу от внедрения актерских технологий в жизнь, и с тех пор количество «серьезных» курсов и тренингов, посвященных специфически-актерским навыкам и ораторскому мастерству по актерским методикам, стабильно высокое. В статье театральные курсы первого типа мы станем называть «развлекательными», а второго — «образовательными».

Театральные курсы для взрослых нужны многим. Так называемые «серьезные люди» даже и не предполагают, насколько они нуждаются в театральных курсах.

Естественно, мы не имеем ничего против того, чтобы люди находили себе подходящие их душевным устремлениям занятия для досуга, и «развлекательные» театральные курсы имеют полное право занимать эту нишу в жизни человека. Однако есть и другая сторона вопроса, а именно: театральное творчество – это «практическая наука». Не даром в свое время Станиславский (великий русский режиссер, создатель «Системы актерского творчества») и Пирогов (знаменитый русский ученый-физиолог), не зная о работах друг друга, практически одновременно сделали открытие в области физиологии (единство физиологии и психологии человека), а такие практики и теоретики актерского творчества, как Гротовски, Брук, Майзнер шли в изучении природы актерского творчества параллельно с видными учеными в области психологии и философии. Рудольф Штайнер, антропософ и основоположник теории эвритмии слова – один из важнейших идеологов системы актерского творчества другого знаменитого русского актера и теоретика М. Чехова.

Здесь нам бы хотелось обратить внимание на то, что на Западе «образовательные» театральные курсы занимают нишу в области межличностных коммуникаций, ту нишу, которую в России плотно заняли психологи — в России очень распространены тренинги на основе практической психологии для коррекции коммуникативных проблем, и практически совсем не распространены коммуникативные курсы, построенные на применении актерских технологий. Вместе с тем профессиональные актерские курсы серьезно отличаются в подходе к коммуникативным проблемам от курсов, построенных психологами на основе практической психологии и имеют ряд преимуществ перед ними. Основных отличий  — два:

  1. Привыкшие к постоянной практике и тренингу, хорошие педагоги актерского мастерства требуют от своих учеников максимум отдачи и не дают им, как говорится «засидеться». Весь тренинг проводится «на ногах». Естественно, что усвояемость материала при таком подходе возрастает. То, что испробовано телом, имеет больший образовательный эффект, чем то, что услышано.

  2. Игровая манера проведения тренинга поддерживает интерес участников на оптимальном уровне.

С нашей точки зрения, театральные курсы для взрослых нужны затем, чтобы они смогли открыть для себя принципиально иной способ существования, основанный на законах так называемой «Психотехники актерского творчества» — это тот фундамент практических упражнений и приемов, на котором построено здание современного театрального и кино-искусства.

Не правда ли, что мы считаем хорошим актером того, кто сумел достоверно передать «жизнь человеческого духа»? То есть, мы с увлечением наблюдаем за игрой актера в кино или на сцене, если его действия и поведение заставляют нас верить происходящему перед нашими глазами. Для того, чтобы достоверно изображать жизнь, необходимо эту жизнь изучать.

Хороший актер постоянно находится в процессе наблюдения, «подгляда», как называл его Станиславский. Естественно, что такой режим приводит к тому, что актер очень чутко фиксирует любые изменения в настроении и психологической жизни коммуникативного партнера. Согласитесь, что такой навык необходим как бизнесменам, так и представителям иных профессий. И это – лишь один из многочисленных коммуникативных навыков хорошего актера.

Научиться достоверности в изображении жизни человека, в построении образа – нелегкая задача. И далеко не все способны полностью овладеть этими технологиями в полной мере. Однако взрослому человеку, далекому от мира кино и театра совершенно не обязательно научиться играть как Москвин, Смоктуновский или Микки Рурк. Ему нужно:

  1. Понять, что он способен на большее в плане межличностных коммуникаций.

  2. Сделать конкретные шаги в этом направлении и добиться хотя бы незначительных (с точки зрения театрального искусства) успехов. Поверьте, хотя бы минимальное отклонение в сторону от привычной манеры поведения благотворно скажется на вас.

Исходя из вышесказанного, мы можем обозначить, что, в зависимости от того, какая цель перед вами стоит, нужно выбирать определенный вид театральных курсов. Если у вас нет задачи обучиться новым коммуникативным навыкам, если вы хотите просто провести время в кругу людей, близких вам по духу, то вам подойдет вариант театральных курсов, описанных в первом абзаце статьи.

Часто такого рода курсы предполагают выпуск спектакля «для своих» в конце обучения и включают в себя минимальное количество самых популярных упражнений из арсенала актерских технологий. Нужно понимать, что перед организаторами таких занятий не стоит цель дать участникам тренингов новые знания, а скорее стоит иная задача: сделать увлекательное шоу «чтобы все были довольны».

Ведь очевидно, что те люди, которые проходят обучение на таких курсах вряд ли когда-то станут профессиональными актерами. Эта мысль определяет «несерьезную» форму подачи, к тому же ограничение по времени существенно влияет на объем информации, который можно уместить в данном формате. С нашей точки зрения, такие занятия часто дают неверное, упрощенное и дискредитирующее сам процесс актерского творчества представление о театрально мире. Но рыночные законы таковы, что, раз есть спрос на данный формат, то, естественно, есть и предложение.

Конечно, мы убеждены, что только «образовательные» театральные курсы для взрослых (наш проект развивается по этому пути). То есть, организаторы не должны замахиваться на то, чтобы непременно «запихнуть» программу четырех лет обучения в театральном институте в ежедневном, очень напряженном режиме, в полгода «три раза в неделю».

За счет сокращения некоторых дисциплин (фехтование, танец, сценическое движение и ряд других), можно добиться сокращения времени обучения на курсах актерского мастерства с четырех до двух лет (опять-таки, в ежедневном режиме) без потери, а, возможно, с повышением качества. Но, во-первых, это коммерчески невыгодно, а во-вторых, не имеет четкой цели. Кем будут выпускники этих театральных курсов по окончании? Актерами? Может быть – да. Но скорее всего – навряд ли.

В связи с вышеизложенными соображениями, наше твердое убеждение заключается в том, что организаторы должны составлять программу курсов, основываясь на базовых положениях систем актерского творчества, но при этом прорабатывая их со всей возможной подробностью.

Исходя из этих соображений, мы можем придти к выводу, что такие курсы, как «Актерские технологии в продажах», «Актерские технологии в переговорах», «Актерские технологии и искусство презентации» предпочтительней театральных курсов типа: «По пятницам с 19 до 21 часа. В конце месяца участники играют спектакль и получают сертификат».

Подводя итоги статьи, хочется сказать, что, безусловно, театральные курсы обоих типов (точно так же, как и «психологические» тренинги) нужны, так как чем шире выбор у потребителя, тем больше шансов, что он сумеет подобрать для себя действительно подходящий только ему вид обучения.

Но с нашей точки зрения, прежде чем идти на занятия, нужно получить максимум информации о структуре курсов и о их целях. Именно для того, чтобы облегчить потенциальному участнику эту задачу, была написана данная статья.