иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Темперамент выступающего

  1. Для начала давайте разберемся, что такое темперамент с точки зрения актерских технологий. Мы часто в быту произносим это слово, вкладывая в него что-то похожее по смыслу на «громкий», «шумный», «непоседливый». Темпераментный человек с обывательской точки зрения – это человек, обладающий активной жестикуляцией, громким голосом, немного «театральный». Однако это не совсем соответствует актерскому пониманию темперамента. Что, если мы скажем, что с театральной точки зрения Ленин был темпераментным человеком? Удивит это вас? Пожалуй, что нет. А если мы скажем, что Билл Гейтс – темпераментный человек? Думаем, что это утверждение может слегка озадачить, тем не менее, это так. Дело в том, что следует различать темперамент и эмоциональность. Известное разделение человеческих темпераментов на флегматиков, сангвиников, меланхоликов и холериков тоже не слишком коррелирует с пониманием данного термина в актерской практике. В актерской технике темперамент – это «степень активности в преодолении препятствий на пути к выполнению задачи». Исходя из этого можно предположить, что любой активно живущий и активно идущий к своей цели человек с точки зрения актерских технологий является темпераментным человеком. Зачем театру темпераментные (то есть активные) люди? Очень просто: за ними интересно наблюдать. А за «вялыми» людьми наблюдать не интересно. На темпераментного человека интересно смотреть даже тогда, когда он молчит и сидит неподвижно. Это парадокс, но парадокс, который постоянно находит свое подтверждение в актерской практике.
  2. Тут мы подходим к органически вытекающему вопросу: зачем оратору (то есть нам с вами) темперамент. Думается, что ответ на этот вопрос ясен из предыдущего текста. Цель оратора – не просто донести до слушателей информацию. Каждый раз оратор должен заставить публику внимательно вникать в то, что он говорит, должен суметь увлечь публику за собой, должен суметь эмоционально заразить ее, чтобы цель была достигнута. Ведь у всякой коммуникации есть цель и эта цель должна быть четко и предельно действенно сформулирована. Естественно, что человеку, за которым интересно наблюдать (темпераментному человеку) гораздо проще заставить слушать себя аудиторию, нежели нетемпераментному.
  3. Тут может возникнуть вопрос: а где взять этот самый темперамент? Это уже довольно сложный разговор, так как многие аспекты работы над собой в области актерских технологий не могут быть поняты сразу, Однако обозначить важнейшее условие для развития темперамента можно. В первую очередь, это понимание того, как устроена коммуникация и умение правильно ставить цели перед собой в коммуникации, умение идти к выбранным целям. Без анализа и понимания того, как природно устроен процесс общения и публичного выступления сложно говорить о том, чтобы мы могли в должной мере проявлять свой темперамент.