иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Типы аудиторий

Весьма условно можно разделить зрителя на несколько основных типов. Разделим их по принципу разности приемов в работе. Нужно понимать (а лучше чувствовать), какой тип аудитории на данный момент присутствует в зале перед вами. Естественно, в чистом виде ни один из ниже перечисленных типов не бывает, это всегда «микс»,  однако в целом можно понять к какому типу данная аудитории тяготеет больше всего. Сразу оговоримся, что данное деление не претендует на научность и взято исключительно из практического опыта ораторов и актеров.

Г. А. Товстоногов (выдающийся советский режиссер) в своих трудах писал, что в скором времени театральная практика должна дойти до изучения зрителя совместно с социологией. К сожалению, в связи с общим упадком театрального искусства (во всяком случае, в России) изыскания на тему сегментирования и изучения зрительской массы фактически не идут, однако сама необходимость понимать, кто перед тобой, что за люди пришли на твое выступление или спектакль, от этого никуда не исчезло.

Питер Брук (выдающийся английский режиссер) не раз писал о том, что спектакль (это утверждение, кстати, относится в равной степени и к бизнес-ораторам) ставится на определенную публику. У каждого сценического действия, публичного выступления есть своя целевая аудитория, с которой нужно считаться на этапе формирования выступления или спектакля.

Представленные ниже типы аудитории – всего лишь первое приближение к тому, что нужно знать о своей публике оратору.

  • «Собеседники»

Люди, которые пришли на ваше выступление точно знают (во всяком случае, подсознательно), чего они хотели бы получить от общения с оратором  в данном конкретном случае. Задача такой аудитории лежит внутри выступления, то есть они ждут от посещения мероприятия определенной пользы. Это наиболее сознательная, часто довольно трудная, но самая интересная аудитория. Самые продуктивные выступления проходят именно с «собеседниками». Оратор должен стремиться любой тип аудитории перевести в тип «собеседников».

  • «Публика»

Это, как правило, более легкомысленно настроенная аудитория. Ее задача лежит вне выступления, «втягивание» в процесс общения проходит тяжелее, чем с «собеседниками». «Публика», как правило, не любит напрягаться, и чтобы донести до нее что-то серьезное или важное, ее нужно уметь эмоционально увлечь. Чаще всего именно такие люди приходят в театры. Задача хорошего театра перевести аудиторию из разряда «публика» в разряд «собеседников». Однако сегодняшний театр, к сожалению, часто довольствуется тем, что «публика» остается «публикой» и в этом же качестве покидает зал после спектакля.

  • «Толпа»

Самый сложный вид аудитории. «Толпа», как правило, объединена какой-то общей эмоцией, довольно грубой и примитивной, но мощной. Данный вид аудитории противоположен «собеседникам», как коллективизм противоположен индивидуализму. Однако про работу с типом «толпа» подробнее можно прочитать в другой статье нашего проекта.