иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Тренинг общения

карл Молден, Тренинг общения

Тренинги общения и курсы коммуникативных навыков проекта «Актёрские технологии» строятся на методиках, применяемых при воспитании будущих актеров. «Но разве актеры учатся межличностному общению? — спросите вы,  — какое  имеют отношение коммуникативные навыки к игре на сцене?»

Тренинг общения нашего проекта — это актерские технологии в действии. Актерским подходом к проблеме он и отличается от большинства тренингов общения.

Тренинг общения является одним из главных тренингов, через который с постоянной периодичностью проходят студенты в актерских школах  Европы и Америки. В знаменитом труде К. С. Станиславского «Работа актера над собой» межличностным коммуникациям посвящен целый раздел, и это закономерно: на сцене актер всегда пребывает в процессе общения. 

Находясь в противоестественной для психики ситуации (публичное выступление – это сильный стресс для человека), он взаимодействует с партнерами по сцене и — опосредованно — со зрителем.

Основное общение актера с партнерами по сцене и зрительным залом происходит на невербальном уровне, поэтому изучению данной стороны коммуникаций в театральных школах посвящается много времени.  Даже находясь в так называемой “зоне молчания” (когда по пьесе у персонажа исполнителя нет текста), и лишь как бы косвенно участвуя в происходящем действии, актер, как ни странно это прозвучит, тоже общается.

Каждый раз процессы межличностных коммуникаций должны происходить естественно, вызывать доверие зрителей, иначе в следующий раз они не придут в театр.

Это сложно, и именно поэтому актерам нужно заново учиться публично ходить, молчать, думать и общаться. Благодаря этому актер, как никто другой, знает, что такое настоящее живое и естественное общение, ведь изучение этого процесса начинается для него на студенческой скамье и продолжается в течение всей творческой жизни.

Как правило нам некогда заниматься изучением закономерностей процессов общения, да обычно мы и не осознаем необходимость этого. И конечно, мы не можем потратить несколько лет (как студенты актерских школ) для того, чтобы научиться профессионально взаимодействовать с коммуникативным партнером, научиться менять словом, жестом и интонацией поведение собеседника или слушателей в зале.

В лучшем случае мы находим время для посещения ораторских курсов или курсов актерского мастерства,  и на этом наше знакомство с законами межличностного взаимодействия заканчивается.

Наработка коммуникативных навыков — это всегда, как принято говорить в актерской среде, движение от сознательного к подсознательному, и поэтому мы на наших тренингах не пытаемся поменять психологические установки участника, а с помощью простых приемов добиваемся того, чтобы он начал задействовать свои резервы в области общения.

Тренинг общения – это возможность понять, а главное – почувствовать природу данного процесса, приобрести необходимые навыки невербальной коммуникации, понять структуру межличностного взаимодействия.

Невербальная коммуникация распадается на базовые элементы, в полной мере изученные актерским искусством. Эти  элементы необходимо прорабатывать и изучать, как на практике, так и теоретически. Особенность «актерского» метода изучения коммункиативных процессов  – общность психологической и физической составляющих в работе.

Или, говоря на актерском жаргоне, “психики” и “физики” человека. Обучить нужным навыкам, а так же дать необходимые теоретические знания, невозможно в случае, если ученик, «всем телом», всей своей “физикой” не участвует в процессе познания. Часто тренинг общения строится по следующему сценарию:

— Вы поняли теоретическую часть?

— Нет, не совсем. Повторите, пожалуйста, еще раз.

— Попробуйте сделать это упражнение. Теперь поняли?

— Да, теперь понятно.

Для обучения актерским методикам крайне важен именно такой подход. Человек запоминает 80% того, что попробовал сам и лишь 20% того, что услышал/увидел. Тем более это правило справедливо для усвоения актерских технологий.

Функция театра – развлекая, обучать, но как этого достичь? Великие театральные практики давно ответили на этот вопрос: самый эффективный путь к эмоциям человека лежит через феномен «сопереживания».  Сопереживая происходящему на сцене, зритель становится одним из создателей спектакля, он влияет на особенности хода действия и приобщается к идеям, заложенные автором пьесы. То же происходит и на тренинге общения. Становясь активным участником тренинга, ученик приобретает те навыки и знания, которые в последствии (развивая и углубляя) он сможет применять в повседневности в бытовой и бизнес-сфере.

разбор-процесса-общения

Итак, что такое тренинг общения с точки зрения актёрских технологий предметно?

В первую очередь – это управление вниманием и, как следствие – управление волей. Внимание и воля – это те два базовых элемента, которые дают возможность ученику приступить к освоению остальных элементов.

В обычной жизни, особенно, если мы заинтересованы чем-либо, наше внимание удерживается непроизвольно на каком-либо объекте как бы само собой. Но в сложных коммуникативных ситуациях (например, при собеседовании, или презентации продукта компании потенциальным заказчикам) оно “разбегается” или “прилипает” ко всему, чему угодно, только не к ближайшей коммуникативной задаче (как это должно быть в идеале).

Естественно, результат такого общения неприемлем, если мы говорим о том, что хотели бы управлять своими коммуникативными процессами.

В чем причина? В том, что наше внимание не приучено к серьезным нагрузкам. Еще бы: в быту, в кругу семьи, когда все удобно и привычно, нас трудно сбить с мысли. Зато, если в поле зрения появляется какой-либо неожиданный экстремальный фактор, все наше внимание устремляется к нему. Мы становимся косноязычными, не можем связать двух слов, а заученная было речь, выпадает из головы полностью. Как человек, не привыкший бежать сто метров в предельном темпе получит одышку и массу неприятных эмоций от забега, так и рассказчик, не обладающий должной способностью к концентрации внимания, ничего кроме стресса испытывать от процесса общения не сможет.

Результатом такого “спринта” будет стойкое подсознательное нежелание бежать снова эту самую стометровку, то есть нежелание общаться, выступать и т.д., что только усложнит ситуацию в психологическом плане.

Но, предположим, внимание наше в должной степени натренировано, и мы можем произвольно собирать его на тех объектах, на которых нужно нам. Достаточно ли этого для того, чтобы воздействовать на нашего партнера в полной мере? Конечно, нет. Безусловно, человек, управляющий своим вниманием, уже выгодно отличается от более “рассеянных” конкурентов, но с точки зрения актерских технологий, это только самое начало пути. Следующим необходимым элементом освоения, входящем в тренинг общения является такой элемент как воображение.

Воображение – это, пожалуй, главное, что необходимо человеку для того, чтобы эффективно воздействовать на слушателя.

Вы спросите, а как же быть, если воображение слабо развито или не развито вовсе? И мы ответим: такого не бывает. Даже больше – мы предпочитаем не употреблять термин “развитие воображения”. Гораздо более точным будет термин “раскрытие воображения”. Да, конечно, эта великая особенность нашего мозга развита не у всех одинаково. Но в обычной жизни люди не используют даже того, что отпущено им природой.

Пребывая в ежедневной суете, не уделяя времени своему воображению и не давая ему пищу, мы тем самым усыпляем его, превращаем в ненужный, лежащий в дальнем чулане нашего подсознания инструмент. И вот, когда приходит время, чтобы воспользоваться им (очаровать всех своим выступлением или произвести неизгладимое впечатление на своего собеседника), оказывается, что инструмент этот мы найти не можем. А если и нашли, то оказалось, что он ржавый, в паутине и пользоваться им невозможно.

Для того, чтобы использовать весь потенциал своего воображения, необходимо давать ему пищу и уметь заботиться о нем, научится им пользоваться и управлять в своих интересах.

Но внимание и воображение – это тоже далеко не все, что предлагает к изучению тренинг общения. Следующим элементом для изучения является коммуникативное целепологание. Опять же, в обычной жизни структура диалога или выступления рождается сама собой. Но, как только дело доходит до экстремальных условий, наша структура рушится, как плохо поставленные друг на друга детские кубики, и для того, чтобы смочь продолжить коммуникацию, необходимо знать, в каком порядке эти кубики сложить вновь.

Именно для этого тренинг общения, проводимый проектом Актёрские технологии, объединяет в себе много практику и время для понимания и проработки участниками построения и структуры коммуникации. Помимо всех вышеперечисленных элементов, необходимо сказать, что колоссальное значение для процесса общения имеет навык управления голосом (диапазон и тембральная окраска), артикуляция и дикция, мышечная свобода и чувство темпо-ритма, навык импровизации и энергетика.

Но, как говорится, дорога в тысячу ли начинается с первого шага, и этот шаг вы уже сделали, прочитав эту статью.