иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Три технологии Станиславского

Для актера одним из ключевых вопросов его творчества является возможность управления своими эмоциями. Как это ни странно, для обычного человека, работа которого никак не связана со сценой, уметь управлять эмоциями ничуть не менее важно.

С точки зрения актерских технологий, такие ощущения, как неуверенность, бодрость, настойчивость (внутренняя устремленность)  — все это разновидности эмоционального самочувствия. Согласитесь, что управлять ими было бы не лишним ни для кого. Однако именно для актера умение вызывать в себе нужные переживания – самый важный инструмент воздействия на зрителя.

Осознанные поиски пути к произвольному возбуждению эмоциональной природы начал в двадцатые годы двадцатого столетия знаменитый реформатор театра, исследователь актерского творчества, актер и режиссер К. С. Станиславский. Самое первое его обращение к данной теме было оформлено в его «Методе» как «эмоциональная память».

В те годы Станиславский полагал, что прямое направление творческой воли на воспоминание переживаний из личной жизни артиста, «резонирующих» с теми, которые необходимы ему в роли, дает некоторую гарантию на возникновение данных эмоций.

Однако, несмотря на то, что свою «систему» с рассуждениями на эту тему он уже издал в США (там до сих пор актеры изучают именно эту редакцию «метода Станиславского»), вскоре свой взгляд на данную проблему был им пересмотрен, так как, к сожалению, никаких гарантий использование «эмоциональной памяти» не давало. Эмоции не зависят от воли человека, они появляются при определенных условиях и никогда – по прямому призыву.

Вторым этапом его исследований в области эмоциональности актера была работа с «желаниями» или «хотениями». Суть данного метода заключалась в том, что актер должен был «присвоить» себе главные желания персонажа, предварительно определив их и сформулировав. Например, для того, чтобы почувствовать, что испытывает Гамлет, актеру нужно «присвоить» себе желание отомстить за смерть отца. Если актеру удается это, то он, по теории Станиславского, начинает «жить» эмоциями Гамлета.

Однако и это не удовлетворило Станиславского в его исканиях. И самым совершенным способом возбуждения нужного эмоционального самочувствия и, как многие профессионалы считают, гениальным открытием Станиславского, стал его знаменитый метод физических действий, нашедший продолжение в работах Ежи Гротовского, Майзнера и других выдающихся деятелей театра. Это открытие дало дорогу пара-театральным экспериментам того же Гротовского, который, на сегодняшний день, наряду со Станиславским является одним из актуальнейших теоретиков и практиков актерского искусства.