иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Действие — основа психофизики

Рекс Харрисон, действие

В теории и практике актерского мастерства одно из самых важных мест занимает умение человека действовать в предлагаемых обстоятельствах. Действие – это основа актерского творчества, его движущая сила. 

Но, так же, как и в театре, действие – основа нашей жизни, если понимать под действиями не только и даже не столько внешние проявления человека, но, в первую очередь, внутренние устремления человека. Подлинно действовать — это один из основных навыков, которому учат на актерских курсах и в театральных ВУЗах.

Объясняется такое положение вещей очень просто: с точки зрения актерских технологий, даже когда мы сидим неподвижно (то есть внешне бездействуем), внутренне мы активны, наши мысли, желания и эмоции сменяют друг друга.

На актерском языке это называется – течением внутренней жизни. Причем это течение может происходить в очень интенсивном режиме (для сцены годится только активная внутренняя жизнь – иначе зрителю становится скучно).

Представим себе, что мы, сидя за столом (то есть, внешне бездействуя), находимся в процессе принятия какого-либо важного для нас решения. С точки зрения актерских технологий, в этот момент мы действуем. Чем наполнена наша внутренняя жизнь в этот момент? Мы взвешиваем все «за» и «против»,  анализируем обстоятельства, сопоставляем факты, прогнозируем будущее. Все выделенные слова являются глаголами – не правда ли? А глагол всегда описывает действие. То есть течение внутренней жизни мы можем описать глаголами, разложив его на внутренние действия.

Что это нам дает? В первую очередь контроль над этой самой внутренней жизнью. То есть с того момента, как мы осознали, что наша внутренняя жизнь – это цепочка действий на пути к решению какой-либо задачи (в приведенном выше примере, наша задача – принять верное решение), мы сделали первый шаг на пути к тому, чтобы научиться наиболее эффективно управлять своей внутренней жизнью.

 

В идеале, ставя перед собой верные задачи и предельно концентрируя на них свое внимание, мы, волей-неволей, начинаем выполнять верные, целесообразные и продуктивные действия.

 

Всегда ли это так? К сожалению, нет. Если бы это было так, то не было бы несбывшихся надежд, непокоренных целей и неудавшихся начинаний. В каждом отдельном случае что-то определенное мешает верному, целесообразному и продуктивному действию.

Часто случается, что задача сформулирована не верно, и корень неудач кроется в этом.

А бывает так, что наш субъективный опыт услужливо «подбрасывает» нам те действия, которые не являются ни целесообразными, ни продуктивными. К примеру, для решения задачи нам необходимо честно сопоставить факты, а мы, вместо этого, привычно жалели себя и боялись посмотреть правде в глаза. В результате – еще одна плохо решенная задача. Что мы делали в приведенном выше случае? Мы сопоставляли факты или ограждали себя от стресса?

С тем, что, даже когда мы молчим – мы всегда действуем, мы разобрались. А как быть в том случае, когда мы говорим? Является ли вербальная коммуникация действием с точки зрения актерского творчества?

Да, несомненно. Любое слово или фраза – это действие. Одним и тем же словом можно и обидеть человека и похвалить, побудить к работе и призвать к порядку. То есть, оказывается, что слова – это выраженное через интонацию действие. Часто получается так, что, произнося слова, призванные подбодрить или похвалить человека, мы достигаем противоположного эффекта. Человек не верит нам, замыкается в себе. Почему это происходит? Потому что действие, которое, вы вложили в свои слова (например, вместо того, чтобы подбодрить собеседника, вы снизошли до него) находится в несоответствии с произносимым текстом. Результат – обида коммуникативного партнера, нежелание общаться на данную тему.

Последите за собой, за своими действиями. Разобрав их честно и, по возможности, объективно, мы получаем бесценный аналитический материал, могущий помочь нам в решении стоящих перед нами повседневных задач.