иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Воображение оратору необходимо

Воображение  — это созидательный процесс (психологический), обусловленный человеческими потребностями. Что интересно, какими бы необычными, фантастическими, нереальными ни были образы в нашем воображении, они всегда состоят из элементов, которые формируются в памяти человека в результате получения опыта.

Стоит ли говорить о том, что роль воображения, гибкого, развитого, интенсивного, крайне важно для многих сфер жизнедеятельности человека. Энштейн, как известно, говорил, что в науке предельно важно иметь мощное воображение. Если вдуматься в его слова, эта мысль не покажется нам столь уж странной.

Естественно, говоря о роли воображения, мы не можем не коснуться темы внимания, так как воображение и внимание тесно связанны между собой. Внимание – психологический процесс, запускающий многие психические процессы, и умение управлять вниманием  — важнейшая задача для оратора. Однако подробнее об этом — в другой статье.

Образы, рожденные воображением – это  пазл, сложившийся в результате соединения образов из нашего опыта, причем окончательная картина может быть изменена как в деталях, так и в целом. Мы, словно волшебники, имеем возможность изменять, ломать и дополнять наши внутренние картины по своему желанию.

Тут стоит отметить, что произвольная фантазия – это результат волевого усилия, акта творческой воли, результат концентрированного внимания и увлеченности в целом. Это утверждение верно и в ином порядке, то есть внимание – результат творческой воли и воображения. Правильно сказать, что все элементы творческой жизни взаимоувязаны, как бы представляют собой некий «шар», единое целое.

Фантазирование не может осуществиться без подключения нашей памяти. Память – это хранилище ценностей для создания образов в воображении, откуда с помощью внимания и воли мы достаем элементы и составляем «виртуальные» картины. Кстати говоря, слово «картины» не очень точное, так как картина не передает запахов, тактильных и слуховых ощущений, тогда как воображению это все под силу.

Нас, как людей практических, желающих поставить фантазию на службу ораторскому искусству и мастерству в общении, в первую очередь интересует связь воображения и эмоций. Тут можно сказать следующее: в зависимости от того, к какому типу нервной системы принадлежит ваша нервная система (а их, по Павлову – три – мыслительный, средний и художественный), можно говорить о потенциальном воздействии «мыслеобразов» (термин Станиславского) на чувства. Одно можно сказать с уверенностью: к какому бы типу не принадлежала ваша нервная система, если вы не профессиональный актер или не «самородок», то, скорее всего, возможности воображения используются вами далеко не полностью.