иконка домойО насНовостиОтзывыконтакты3статьи3

Второй план оратора

«Второй план» — это понятие из актерского творчества. Оно означает, что актер, играющий роль, должен нафантазировать внутреннюю жизнь героя, обстоятельства его жизни, его привычный склад мышления, понять и, главное, почувствовать, чем живет его персонаж и присвоить весь этот «груз», или (как говорят актеры) «багаж» себе. Что это дает ему?

В первую очередь, данная работа позволяет актеру ничего не играть (в переносном смысле этого слова, конечно), а это было одним из важнейших требований Станиславского и Немировича-Данченко, и это требование актуально по сегодняшний день. Естественность, эмоциональность и искренность – самые важные качества для артиста. И при этом ничего не изображать, ни чувств, ни взаимоотношений.

Нажитый второй план сильно облегчает актеру эту задачу, он как бы перестает заботиться о внешних проявлениях (это, конечно, в идеале), так как у него «есть чем заняться» в его внутренней жизни. Актер, сумевший «нажить багаж» интересен зрителю, сквозь его поступки, его реакции на сцене «сочится» «второй план».

В ораторском искусстве тоже есть второй план. Создание его по сравнению с тем трудом, который должен проделать актер в роли, несоизмеримо меньше, но не менее интересен. Второй план публичного выступления – это та сумма отношений, знаний и эмоций по отношению к произносимой информации, которая дает эффект актерского второго плана при выступлении. На занятиях актерским мастерством часто сравнивают роль с айсбергом.

То есть нам, как зрителю, видна лишь верхушка этого айсберга, однако под водой  скрыта неизмеримо большая его часть, невидимая глазу. Тем не менее, по верхушке этого айсберга почему-то ясно, что это не просто большая льдина на поверхности моря, а огромный айсберг. Сложно точно сказать, почему мы это чувствуем.

Безусловно, если разобраться, то мы сможем сказать, что вода разбивается об него несколько иначе, чем если бы это была просто льдина, возможно, он слишком «монументален» и неподвижен для простой льдины или еще что-то. Но мы однозначно отличаем, чувствуем его огромную массу.

Так же и с ролью и с текстом выступления. Для того, чтобы чувствовался второй план, его нужно иметь. Его нельзя сыграть. Подобно огромной подводной части айсберга, он заставляет зрителя внимательно следить за психологическим ходом роли, за поведением актера.

В ораторском искусстве эффект будет тот же, если вы научитесь, готовясь к докладу или презентации, присваивать себе этот самый «багаж».